О чём Будда не говорил

Специально для сайта theravada.world

В интернете можно встретить огромное количество цитат великих людей, и часто у нас нет возможности проверить действительно ли они это говорили. Некоторые цитаты самодостаточны и даже не важно действительно ли их говорил тот или иной деятель, но иногда эти псевдоцитаты искажают действительность и запутывают людей.

Именно так обстоит дело со словом Будды, которое переиначивают в цитатах на любой лад, не оставляя от его учения ни одного следа. Давайте рассмотрим некоторые распространённые в интернете псевдоцитаты Будды и выясним насколько иначе на самом деле говорил Будда. Для этого нужно пройтись по сайтам, где есть страницы с названиями типа » Десять лучших цитат Будды», «Все цитаты Будды», «Неизвестные цитаты Будды» и так далее.

Он этого не говорил или за него сказали другие

Мы сформированы из наших мыслей. Мы становимся тем, о чем думаем.

Я думаю о вкусной-вкусной варёной кукурузе… Ой, помогите! Я становлюсь кукурузой! Можно привести несколько вариантов этой цитаты:

Ваш ум – всё. Вы становитесь тем, что думаете.

Мы — то, что мы думаем. Все, что мы есть, возникает с нашими мыслями. Своими мыслями мы создаем мир.

Конечно же, Будда этого не говорил. Почему мы можем быть в этом уверены? Например, потому, что мы не то, что мы думаем, а мы состоим из трёх групп дхамм: рупы — материи, читты — сознания и читасик — психических состояний. Или в другой классификации из двух групп: рупы — формы и намы — концепций (подробнее тут). То есть мы состоим не только из мыслей. Кроме того часть материи возникает не под действием сознания, а по другим причинам, например, каммическим или природным (см. тут). Нельзя сказать, что всё в мире формируется мыслями — это некорректное упрощение. Наши мысли, желания, стремления, наша жажда создают камму, то что будет влиять на нас в этой и следующих жизнях, но не только камма ответственна за то, что будет у нас впереди, есть ещё целый ряд причин.

При встрече с такими максималистскими цитатами всегда нужно вспоминать, что у всего есть больше одной причины.

То, что мы есть сегодня,— это следствие наших вчерашних мыслей, а сегодняшние мысли создают завтрашнюю жизнь. Жизнь — это порождение нашего разума.

Первая часть очень приблизительно правильная, если не учитывать того, что каммические плоды могут проявляться через значительное время, и, следовательно, ваша завтрашняя жизнь зависит и от ваших прошлых жизней. Если вы в прошлой жизни убивали и совершали прочие неблагие поступки, то это может сказываться ещё не одну жизнь в будущем. Кроме того, не всё в жизни объясняется каммой — есть и другие причины. Если вы поскользнулись и сломали руку — это не обязательно камма такая, это просто погода (уту-нияма — тут) в Петербурге отвратная.

Вторая часть ещё менее правильная, чем первая, что уже должно быть понятно из объяснения предыдущей псевдоцитаты. Есть дживит-индрия — дхамма относящаяся к материи и определяющая есть ли жизнь в материальном теле. Она не порождается нашим разумом. У всего есть больше одной причины — эта максима работает и тут.

Каждое утро мы рождаемся вновь. Только то, что вы делаете сейчас, имеет настоящее значение.

Эта псевдоцитата несколько противоречит предыдущей. Если бы мы рождались каждое утро, то не помнили бы, что делали вчера. С другой стороны: какая разница проснулись или родились — закон каммы всё равно работает и вчерашние поступки вовсю аукаются сегодня. Это особенно знакомо тем, кто любит выпивать перед сном.

В свете закона каммы не важно, когда вы делаете тот или иной поступок — вчера, сегодня, завтра — важно какой он, благой или нет, то есть какие каммические плоды принесёт.

А если посмотреть на псевдоцитату с логической точки зрения: попробуйте что-то сделать не сейчас, а в любое другое время. Вряд ли у вас что-то получится.

Не задерживаться в прошлом, не мечтать о будущем, сосредоточить ум полностью на настоящем моменте.

Ещё одна цитата о том же. С одной стороны всё верно, с другой стороны, нужно анализировать свои поступки и планировать будущее, следовательно, находиться в прошлом. Анализ прошлых поступков позволяет понять, что было сделано неправильно, и какие следствия получились у того или иного поступка. Памятование о смерти, то есть в какой-то мере о будущем, является важной составляющей буддийской практики.

 Ваши страдания вызваны вашим сопротивлением тому, что есть.

Дуккха или страдание является центральным положением всего учения Будды. И Будда много раз и однозначно говорил, что страдания вызываются жаждой, привязанностью. Дуккха обусловлена самим существованием человека (см. Четыре Благородные Истины). Можно натягивать сову на глобус и говорить, что привязанность — это сопротивление уходу в Ниббану или ещё как-то толковать эту фразу, но это не будет иметь никакого отношения к словам Будды.

“Боль — несомненно. Страдание — необязательно”.

Как уже сказано выше — дуккха, страдание является обязательным компонентом нашей жизни, именно на избавление от дуккхи направлено учение Будды. Правда здесь, скорее всего, ошибка перевода и имеется в виду другое, про физическую и психическую дуккху. Если тебе отдавили ногу у тебя обязательно будет физическая боль, физическая дуккха, но ты ещё можешь злиться, обижаться, испытывать отвращение — создавать дополнительную дуккху. Видимо, это неправильно истолкованная или переведённая сутта «Дротик«.

Вы сами, как никто другой во всей вселенной, заслуживаете своей любви и преданности.

Буддизм говорит о равенстве, так что не понятно, чем конкретно вы лучше, чем кто-либо другой. Такая формулировка способствует развитию эго, поддержанию иллюзии «я», с которой буддизм борется. Будда никак не мог такое сказать.

Любовь, освободительница ума, вмещает в себе всё, сияя, сверкая и излучая.

Эта фраза является весьма неоднозначной. Скорее всего здесь речь идёт о метте (см. Вики), но без контекста об этом невозможно догадаться, особенно в таком переводе, при этом она отлично подходит всяким эзотерикам и тантрикам, где под любовью понимается что-нибудь совсем другое. Практика метты — сильная и полезная практика, но из приведённого высказывания это не понять. Именно такие неоднозначные фразы больше всего вводят в заблуждение, ведь, с одной стороны, Будда говорил что-то подобное, а с другой стороны, этой псевдоцитатой можно обосновать свободное сексуальное поведение как практику дхаммы.

“Насколько сильно ты любишь? Насколько наполнено ты живешь? Это самое главное”.

Эти слова можно немного переиначить: «насколько ты поглощён страстями, насколько ты наполнен страстями? Это самое главное». Чувствуете смысловой оттенок уже несколько поменялся и ответ хочется дать уже другой. А ведь суть та же самая: речь идёт о страстях, о танхе — жажде, о том, с чем Будда призывал бороться, искоренять. То есть важно не то, на что указывают эти вопросы, а обратное. Произошла подмена понятий до полного искажения смысла буддизма.

Мне нравится, когда можно рядышком найти цитаты, которые противоречат друг другу — для меня это явный признак того, что Будда не мог этого говорить. Вот сравните:

Счастье — это, когда мы живем и ничем не владеем.

Счастье никогда не приходит к тем, кто не в состоянии ценить то, что у них уже есть.

Можно быть счастливым, если ценить то, чем владеем, но счастье может быть только в том случае, когда мы ничем не владеем. Именно так можно понять эти цитаты. Можно и иначе понимать, можно строить длинные софистические объяснения того, как это нужно понимать, но проблема таких коротких цитат в том, что каждый их понимает в силу своего разумения и неразумения. Они запутывают и уводят с Пути.

Ваше предназначение в жизни — найти свое предназначение и посвятить ему все свое сердце и душу.

Ещё одна цитата, которая напрямую противоречит буддизму, так как говорит про душу, про которую Будда прямо говорил, что её нет. Анатта — безличность, нет ничего, что было бы постоянным и неизменным как душа. Это один из трёх базовых принципов буддизма.

Вы сами себе учитель.

Это очень типичное высказывание, которое приписывают Будде, встречается огромное количество вариаций:

Подвергайте все сомнению. Найдите свой собственный свет.

Будьте сами себе светильником.

Человек должен учиться тайнам жизни у самого себя, а не слепо верить в другие учения.

Не верьте ничему, независимо от того, где вы это прочитали, или кто это сказал, даже если это сказал я, если это не согласуется с вашим собственным рассудком и вашим собственным здравым смыслом.

И так далее, список практически бесконечный. Бесконечный и весьма приятный людям с развитым эго, так как позволяет не слушать других, а понимать учение Будды так, как хочется, так как удобно и приятно. Соблазн очень велик и многие ему поддаются — а зря.

С этими цитатами есть одна тонкость: Будда действительно говорил похожее, но в очень специфической ситуации для определённой узкой группы людей. Про этот случай можно прочитать в Калама сутте. Однако это не годится для буддистов по ряду причин, самая важная из которых заключается в том, что буддизм религия и требует веру в Три Драгоценности. Самма-диттхи, правильное воззрение, нельзя построить на пустом месте только практикой, в начале требуется просто поверить в истинность слов Будды. И уж тем более нельзя доверять собственному рассудку или здравому смыслу, так как мы все находимся в заблуждении, не видим мир таким, какой он есть на самом деле. И совершаем огромное количество логических ошибок.

Можно выделить целый блок псевдоцитат Будды, которые были заимствованы, скорее всего, из различных китайских традиций и не имеют никакого отношения к слову Будды.

Победи себя и выиграешь тысячи битв.

“Путь не в небе. Путь в сердце”.

“Твоя работа — раскрыть свой талант, а затем без остатка отдать себя ему”.

Тот может, кто думает, что может.

Все дороги ведут на одну вершину.

“Лучше путешествовать хорошо, чем до конца”.

“Когда внутри вас нет гнева, вы нигде не найдете врагов”.

“Когда ты поймешь, как все совершенно, ты откинешь голову назад и посмеешься над небом”.

Хорошо зная буддизм тхеравады, истинные слова Будды и их смысл, можно найти схожие смыслы в этих цитатах, но лишь осколки, если брать все фразы целиком, то они оказываются противоречащими буддизму. Например, не все дороги ведут на одну вершину, есть благие и неблагие поступки, которые приводят к совершенно разному результату, то есть дорога монаха и дорога вора не приводят в какое-то одно место. Если не заниматься софистикой.

Так что фраза, которую любят использовать в конце списка псевдоцитат —

И это очевидно, что все высказывания Будды навсегда останутся в истории человечества.

противоречит истине: не все высказывания дошли до нас, а те, что дошли, часто искажаются до неузнаваемости.

 

Обсуждения тут.

Добавить комментарий