Где-то между Капитолием и Двенадцатым дистриктом, за сойкой-пересмешницей

Где-то между Кремлем и Курским вокзалом,

За гагарой с чёрным пером…

Ва-Банкъ — За гагарой с чёрным пером

Принято считать, точнее человеку хочется считать, что он есть что-то постоянное неизменное. То есть, конечно, добавляется новое, но старое остаётся как было. Я имею в виду, например, память: она добавляется, а воспоминания не меняются, что было, то было, разве что забываются. То же самое с характером, он меняется чуть-чуть, но следы прежнего всегда остаются. Приятно считать, что есть некая душа, некое «я», которые практически неизменны, и если ты помнишь, что тебя зовут Китнисс, то это навсегда, никогда не будешь называть себя Питом или Прим.

Однако, это не всегда так, даже часто не совсем так, то, что кажется человеку неизменным, таковым не является. Если мы взглянем на художественную литературу, которая и побудила меня написать эту главу, то увидим, что множество авторов обыгрывает эту особенность, создавая на её основе интереснейшие сюжеты. В трилогии про Голодные игры и Сойку-пересмешницу так же используется эта идея непостоянства, изменчивости деталей, составляющих «я» человека. Особенно в третьей книге этого много, советую. В кинематографе тоже часто встречается изменение личности, памяти и прочее. Удобный инструмент для создания сюжета, но насколько он реалистичный?

Во многом очень реалистичный, если не принимать в расчёт некоторые способы влияния на человека. Память человека, которая, в частности, формирует его отношения с конкретными людьми, сильно зависит от физиологического состояния человека, от уровня гормонов, например. От любви до ненависти один шаг — точнее один скачок гормонов в крови и мозге. Или вот ещё. Давно известно, это можно найти в статьях и учебниках по высшей нервной деятельности и, наверное, психологии, что человек может легко самостоятельно создавать ложные воспоминания, например, будучи свидетелем преступления: если он чётко не запомнил лицо преступника, он может заложить в память лицо первого подозреваемого, которого ему показали. Он будет полностью уверен, что видел его там, на месте преступления. В памяти не только со временем стираются отдельные места, но и подменяются, то есть то, что сохранилось в памяти — не является чем-то неизменным, подвергнутым только разрушению. Это не просто старое здание, медленно разрушающееся, это здание, в которое приходят строители, приносят новые перегородки, меняют окна, выносят мусор, клеют новые обои. Здание всё то же, но некоторые комнаты совсем не узнать. Так в упоминаемом выше фильме, одному из героев, с помощью вводимого яда, сумели изменить память, изменить отношение к любимому в прошлом человеку, поменяли ему любовь на полнейшую ненависть. И, знаете, вполне реалистично описано.

Именно от химии, физиологии зависит работа нашего ума, памяти, сознания. Сильные эмоции, переживания, стрессы вызывают резкие изменения уровней гормонов в крови, тем самым меняя работу мозга. Так организм сам настраивает работу ума, но на него также можно воздействовать извне, как в той же книге про Сойку-пересмешницу, чтобы изменить то, что нужно, так, как нужно. В реальности сейчас ещё не очень это умеют делать, но активно изучают как реагирует мозг на различные воздействия. Вспоминается фильм «Эквилибриум», где блокировали эмоции химическим путём. То есть мы не можем гарантировать, даже без внешнего воздействия, сохранность того, что мы называем «я».

Как раз об этом говорит буддизм: нет постоянного, неизменного «я», всё, что нам кажется нашим «я» — сознание, память, ум — постоянно меняется. Важно это не только понять, но и принять. Современные биологические эксперименты, на мой взгляд, очень наглядно подтверждают старую мудрость буддизма. Целью буддизма является полный отказ от своего «я», наличие которого эта религия не признаёт. Получается, что наука начинает сходиться с буддизмом во взгляде на личность человека и его (не)постоянство.

Но что если мы хотим холить и лелеять наше «я»? Что нужно делать, чтобы оно было максимально неизменно? Прежде всего не позволять другим вкалывать вам всякую гадость, и не делать этого самому, не принимать её перорально или другими путями. Затем нужно контролировать свои эмоции и, вслед за этим, свою физиологию, особенно в плане гормонов. Для этого важно быть осознанным, то есть чётко отслеживать изменения своего состояния, состояния своих чувств, эмоций. Отслеживать и не давать развиваться тем, что неблагоприятно скажутся на вашем физиологическом состоянии, не позволять организму доводить гормональный уровень до опасных, для ума, сознания, памяти, уровней. Нужно учиться сдерживаться, не допускать изменения баланса организма в какую-либо крайность.

И мы приходим к странному выводу: чтобы сохранять своё «я», нужно делать точно то же самое, что рекомендуется делать, чтобы полностью от него отказаться. Получается, что для того, чтобы избавиться от иллюзии «я», нужно сначала развить это «я» до максимальной устойчивости и только тогда станет ясно, что его-то и нет. Если хочешь удержаться своё «я» и хочешь от него избавиться — нужно идти одним путём, но во втором случае следует зайти чуть дальше.

Добавить комментарий