Странник
Странник
Как много для меня смысла в этом имени. Оно объединяет прошлое и настоящее, моё творчество началось с этого имени и так получилось, что аллегорией раздела «Публицистика» стал именно Странник.
Странник — персонаж из моих ранних историй, большинство которых я придумывал для себя, рассказывал их себе перед сном, в транспорте, на прогулке и других местах, где ничего хорошего не сделаешь, но ум не занят. По этой причине персонаж оказался не очень подробно зафиксирован в текстах, да и просто у меня не было необходимости его продумывать, так как его образ всегда был перед мысленным взором. Это имя я часто использовал, до сих пор использую, в игрушках.
Про один такой случай расскажу. Я люблю серию книг Лукьяненко «Дозоры» и, когда появилась онлайн игра по мотивам книг, не смог пройти мимо. Однако, узнал о ней не сразу, так что множество хороших имён для регистрации было уже занято, в том числе, и то, которое я всегда пробую первым — Странник. Что же делать? Не люблю имена типа Петя123, потому придумал красивое и отражающее суть персонажа: Странник в Сумраке. Это имя очень хорошо передаёт особенности, так как Странник не любит яркий свет и открытые пространства, предпочитает сумрак, полусвет, тени. Странник в Сумраке… Не только сам в сумраке, но и путешествует в полутьме. Приятная многозначность. Конечно же я придумывал и собственные приключения Странника по мотивам Дозоров, но это совсем иная история.
Что содержит в себе имя Странника? С одной стороны, он странный, не такой как большинство, с другой стороны, — странствующий. Чем различаются турист, путник и странник? Тем насколько продуман маршрут и какова цель. У странника цель в самом странствии, а не в достопримечательностях или достижения какой-либо географической цели. «Дорога мой дом, но для любви — это не место», как сказано в одной песне. Очень точное описание внутреннего мира Странника. Оба эти компонента: странный и странствующий — отлично дополняют картину описания Странника.
Нельзя сказать, что Странник живёт в каком-то одном мире, он образ, который я помещал во всевозможные среды и ситуации. От книжных миров капитана Блада, Джона Картера, мушкетёров, Амбера до собственного плоского двумерного мира, состоящего из суши в виде тонкой сетки с квадратными ячейками энергетических водоёмов. Он бывал отшельником в лесу, пещере, космосе; воином с мечом, пистолетом, лазерным мечом; магом, владеющим ментальным оружием; пиратом, обязательно пиратом!; принцем Амбера, старостой деревни — кем только не был. Однако, чаще всего все эти роли были с существенным оттенком интроверсии: Странник не стремился быть в центре толпы, общаться с большим количеством людей. Да, он мог управлять государством, армией или кораблём пиратов, но делал он это через несколько подчинённых или общаясь tet-a-tet. Часто Странник уходил из мира людей, например, улетал один на космическом корабле, чтобы изучить глубины… нет, не космоса, а собственного ума, своих возможностей. Внешний мир вообще мало его интересовал.
Познание внутреннего мира всегда было целью и интересом Странника, хотя сам он этого не осознавал. Изучение себя через других, через ситуации, в которых он оказывался. В этих историях для себя, куда я помещал своего персонажа, было очень много развлекательного, но иногда, весьма неожиданно, всплывали важные вопросы и интересные ответы на них. Через обычные ситуации, в которые заводили истории героя, я приходил к мировоззренческим вопросам, о которых я до этого не задумывался. В этом плане он был прямым предком Рольфа Меркадера.
Какова же связь раздела «Публицистика» и Странника, почему Странник олицетворяет этот раздел и почему представлен на иллюстрации? Я бы сказал, что они схожи характером: безэмоционально логичный, строгий, принципиальный. Нельзя сказать, что Странник плохо относится к людям, он их любит, но эта любовь холодна и строга; он не делит людей на своих и чужих в том плане, что ко всем, в том числе и к себе, относится по одним меркам. К нему нельзя прийти и сказать: сделай мне поблажку, я же твой дядя или брат мужа твоей сестры.
Так и тексты этого раздела — они безличностны, в них я всегда стараюсь избавляться от личности, как автора, так и, например, того, чей псевдонаучный текст критикуется. Если работает логика, то нет места для эмоций и неважно, кто именно сказал. Да, в Публицистике есть эмоциональные посты, например, в разделе Театральное, но это исключение, связанное с чрезвычайным разнообразием текстов.
В этом разделе тексты не только по логике, хотя она проходит красной нитью почти во всех моих рассуждениях, особенно последние несколько лет. Тут есть тексты, связанные и с биологией, и с лингвистикой, и с философией, хотя всегда очень трудно определить к какому разделу отнести текст. Рецензии на книги, фильмы и спектакли тоже попали сюда. Можно сказать, что разнообразие тем соответствует разнообразию миров, в которых побывал Странник.