(Не)вытесняемая религия
Последние двести лет наука планомерно вытесняет религию, но хорошо ли это? Давайте разберёмся на примере пандемии ковида.
Как обычно, для начала нужно разобраться в понятиях. Хорошо для кого? Речь пойдёт в основном об интересах конкретных людей, однако, выясним, что интересы отдельных личностей местами совпадают с популяционными.
Пандемия — однозначный вред для особей, отдельных людей. Страдает и здоровье от болезни, и счастье от потери возможность путешествовать, встречаться с друзьями, ходить в кино и театр. А у некоторых ещё и потеря возможности зарабатывать деньги. Для общества влияние не такое однозначное, но будем считать, что негативное перевешивает — слишком много людей болеет и имеет длительное постковидное состояние, слишком много умирает. Кроме того возникают экономические проблемы, связанные с остановкой производства, трудностями транспортировки.
Наука однозначно играет огромную роль в борьбе с коронавирусом. Тут и прямое лечение, и профилактика, и вакцинация, и методы распознавания, защиты от распространения. Нельзя отрицать важность науки, но, обратите внимание, что наука борется только с, скажем так, внешними проблемами. Посмотрите какой вред от ковида мы перечислили выше и сравните с тем, что делает наука.
Упущен один момент, который принято называть, когда ищут отличия человека от прочих обезьян — человек мыслит, чувствует, хочет быть счастливым. Наука ему в этом, когда дело касается ковида, а не психических заболеваний, не помогает. Даже наоборот.
Люди активно мешают науке бороться с коронавирусом. Я об этом говорил, когда речь заходила про городские легенды: антивакцинаторы, отрицатели самого вируса, конспирологи всех сортов. Одна из причин в том, как наука говорит с людьми. Эффективность вакцины 86% процентов — что это означает? Для многих это означает, что лично меня она не защитит. Для кого-то: сами создатели не доверяют своей вакцине, не буду доверять и я. Обычные люди оперируют понятиями веры и доверия, а не процентами эффективности. Сознательно они могут понять, что означает та или иная вероятность, но поступают всё равно нерационально.
Наука не даёт веры без полного понимания. Поди разберись, что означают проценты, когда говорят про эффективность вакцины против штамма «дельта», а веры нет, так как наука сама говорит, что не нужно верить, нужно проверять. Беда в том, что люди не могут сами проверить. Даже я, биолог, далеко не всё могу до конца понять в этой истории с коронавирусом, так как это не моя узкая специальность. Мне, чтобы разобраться, нужно днями сидеть и читать статьи, книги, слушать лекции специалистов. Что же делать далёкому от биологии человеку?
Верить, как это не противно представителям современной европейской культуры. С нежеланием верить я часто сталкиваюсь, когда общаюсь с людьми, приходящими к буддизму. Собственно, многие выбирают буддизм просто потому, что услышали, что это такая религия, где не надо верить. Они ищут для себя религию, им чего-то не хватает, но они всё равно не готовы верить. Они ищут любые лазейки, любые цитаты, вырванные из контекста, чтобы продолжать верить, что в буддизме не нужна вера. Они используют псевдонаучные аргументы, чтобы доказывать, что они правы там, где нужна только вера, так как это не область применения научного метода.
Я не случайно сказал «продолжают верить». Люди не могут не верить. Даже в науке нельзя всё самому проверить. Мне приходится верить учёным, публикующим новые данные о ковиде. Мне приходится верить учёным, выяснившим, что элементарные частицы состоят из кварков — у меня нет возможности повторить их эксперименты, я не понимаю их математический аппарат.
Однако, верить в науку сложнее, чем в религиозные догмы — именно потому, что в религии догмы. Сложно верить в слова, если автор сам говорит «наверное», «скорее всего», «предположительно». В ответ хочется предположить что-то своё, конспирологическое, так как оно лучше отвечает требованиям нашего мышления, чем обычное научное знание.
Известно, что конспирологические посты и твиты чаще репостятся, чем реальные новости (просто поверьте в это).
К чему это я всё пишу? К тому, что наука не занимает важную нишу в жизни человека, которая с падением религии оказалась без контроля, без поддержки. Например, смысл жизни. Наука о нём ничего не может сказать, кроме того, что любое живое существо живёт для того, чтобы победить в естественном отборе, чтобы размножиться и оставить плодовитое потомство. Многие только этим и занимаются, но точно не готовы согласиться с такой формулировкой. Им нужна какая-то более возвышенная, можно сказать, осмысленная цель, подходящая для человека, а не животного. И что нам тут может сказать наука? Идите веселитесь! Ну, разве что.
Тут приходит ковид и говорит: веселиться нельзя, сидите дома. И люди начинают скучать, пить, суицидничать. По последним данным в России чуть ли не на 30% возросло количество депрессий. Да, с настоящей, клинической депрессией наука умеет бороться, но на это могут уйти месяцы и годы — не лучше ли не доводить состояние ума до депрессии? Как же это сделать? Наука может сказать с точки зрения теории, но не практики.
Вера, особенно системно организованная, то есть религия, может давать людям уверенность в сегодняшнем и завтрашнем дне. Не все люди психологически самостоятельны, некоторым нужна внешняя опора на кого-то сильного. И этого кого-то они находят в теистической религии. Кого-то, кому можно пожаловаться на жизнь, попросить каких-нибудь благ, кого-то, на кого можно свалить ответственность за все неприятности в жизни. Так Бог повелел! Или боги — речь не только про монотеистические религии. И тут уже не важно есть эти боги на самом деле или нет, эффект плацебо, как минимум, работает. Плюс человек находит единомышленников, с которыми можно поделиться, разделить проблемы и радости. Человек — социальное животное, а потому ему легче, когда он не один. Напомню, что речь про многих, но не про всех, исключения всегда есть, где-то их больше, где-то меньше.
С другой стороны, вера придаёт жизни смысл. Человеку приятнее считать, что он живёт ради какой-то высокой цели, а не ради банального оставления потомства и победы в естественном отборе. То есть мы снова приходим к тому, что религия помогает в той области, которая находится за пределами приложения науки. Наука может лишь изучить что хочет человек, к чему стремится, но далеко не всем даёт смысл жизни. Конечно, есть сами учёные, для которых поиск истины — самая лучшая, самая светлая и самая возвышенная цель в жизни, но много ли вы знаете таких людей? Всем остальным нужно верить во что-то ненаучное. И если отбирать у них организованную веру, они создают дженерики, зачастую с плачевным побочным действием.
Люди начинают верить в рептилодов, массонов, заговоры по чипизации, убийственное 5G и многое другое. В Кашпировского, в конце концов. И на это можно было бы не обращать внимание, если бы эта вера не влияла на другие сферы жизни. Если бы люди не начинали калечить себе жизнь, медленно убивать себя и, важнее, наносить ущерб другим людям, уверенно вещая тезисы своей веры, как истину в последней инстанции. Подобное можно увидеть в моём проекте «Анализ: логика и базовые знания», где я разбираю околобиологические заблуждение. Похожее творится и при разговоре об истории и языке, об этом у меня написано в другом разделе: люди начинают верить в том, что их народ древнее остальных, от их языка произошли все остальные. На это можно было бы не обращать внимание, если бы такая вера, никак не обоснованная научно, не приводила бы к усилению национализма, фанатизма и экстремизма. Или, наоборот, не была бы их следствием.
Люди ищут не только цель в жизни, не только веру во что-то, но и хотят иметь сообщников, круг лиц, разделяющих общие взгляды, на которых можно положиться в случае чего. Или просто поплакаться в жилетку. Что может создать единомышленников лучше, чем религия? Да, такое единомыслие может вызывать крестовые походы, но и без религий воин хватает, посмотрите на современный светский мир. Например, на мало у нас известную Вторую конголезскую войну, о которой я писал на полях этой книги. Зато что как хорошо религия помогает противостоять засухе, неурожаю. Нет, манна с небес не падает, но дух людей может подняться до небес. А что наука сделает в этом случае? Конечно, можно сказать, что наука даст еду — гидропонику, удобрения и прочее. Однако, это всё требует времени и ресурсов, а они есть не всегда. Материальность не может полностью заменить духовную, психологическую составляющую нашей жизни. При наличии всех материальных благ человек может быть несчастен, если ему не хватает чего-то внутри. Литературных примеров тому — море. Думаю, в реальной жизни вы тоже с этим сталкивались.
История показывает нам много примеров того, как религия залезала на чужую территорию. В Древней Греции многие считали, что Земля крутится вокруг Солнца, но христиане боролись с этой идей, из-за чего пострадали люди, подвергались гонениям и даже смерти. Сейчас наука доминирует и теперь её черёд залезать на чужую территорию. Учёные доказывают отсутствие бытия Божия, хотя наука не обладает методологией для этого, наука не доказывает о.тсутствие чего бы то ни было, доказывают и тем самым лишают людей веры, смысла жизни. Оба эти примера показывают, что попытки расширить свою зону влияния на те области, на которые не распространяется метод, которые требуют других систем доказательств, других логик, заканчиваются плачевно. Духовная сфера (религия), выходя за рамки своего применения, заставляет страдать человека физически, а физическая сфера (наука) — духовно, психически.
Если же применять религию и науку по назначению, как лекарства, то они эффективно работают. Не всем людям нужны препараты от высокого давления? Да, конечно. Так же не всем нужна религия — однако, кому-то они (лекарства и религия) отлично помогают, улучшают качество и длительность жизни. Не нужно всех ровнять под одну гребёнку, пусть развивается не только персональная медицина, но и персональная религия — определение необходимости религии и выбор религии под конкретного человека. Наука, между прочим, тоже далеко не всем нужна, многие довольствуются лишь её далёкими плодами, улучшающими жизнь. Пусть каждый метод познания и метод улучшения жизни используется по назначению, в пределах области применения.
Не буду говорить о том, что и как делает христианство, что оно даёт людям, — об этом должны говорить христиане. Скажу про буддизм школы тхеравада. Тхеравада не даёт опору на что-то внешнее, нет Бога, Будды, на которого можно было бы повесить ответственность за всё, нет того, кого можно, о чём-то просить. Буддизм даёт, скорее, не цель, хотя она тоже есть, а метод, образ жизни, которые позволяет не унывать, видеть мир таким, что не остаётся места для депрессивных состояний ума. Нет того, что может помочь, но, оказывается, ты сам себе можешь помочь изменив образ мыслей и, следовательно, поведение тела, речь. Оказывается, что пандемия с карантинами и локдаунами не вызывает каких-то негативных эмоций, нет того негативного воздействия на психику, с которым не справляется наука. Оказывается, что буддизм отлично дополняет научный подход, не мешая вовремя вакцинироваться, не заменяет ношение масок и респираторов. Оказывается, что можно находить единомышленников не только в научной среде и хорошо проводить время, поднимая настроение и самоощущение, за чайной церемонией, за шьём одежды для монахов.
Надеюсь, мне удалось показать пользу религии для конкретных людей. Что же касается общества, то оно тоже выигрывает от наличия организованной веры, хотя бы за счёт того, что люди в том обществе счастливее, более уверенные в сегодняшнем и завтрашнем дне. Возможно более сплочённые и более альтруистические по отношению к людям своей веры. Наука, как показывается история, не может сплачивать такие большие группы людей, во всяком случае на длительное время. Да, полёт Гагарина вдохновил людей, зажёг огни их жизней, но сколько это длилось? Зато вспоминается, что именно религия (протестантизм) явился одной из важных причин того, что малюсенькая Голландия на равных конкурировала с прочими европейскими гигантами за колонии по всей планете.
Повторю: мне не нравится, когда та или иная сфера жизни лезет в чужой монастырь и пытается переделывать его по своим методам — не важно речь про науку, религию или что ещё из жизни людей. Духовная сфера (религия), выходя за рамки своего применения, заставляет страдать человека физически, а физическая сфера (наука) — духовно, психически. У всего есть несколько причин, и для полноценной жизни человека часто необходим не только научный метод познания, но и религиозный. Они не взаимоисключающие, а взаимодополняющие.