Рецензия — несамостоятельное произведение
Я мало читаю литературоведческих материалов, наверное, это связано со спецификой обучения литературе в школе — вспомните мем «синие занавески». Однако недавно за короткое время мне попались две такие работы и я в очередной раз поражаюсь почему литературоведы так странно себя ведут, пишут и говорят.
Приведу пример. Сейчас читаю книгу Бориса Вишневского «Аркадий и Борис Стругацкие. Двойная звезда», где существенную часть занимают главы про лучшие произведения Стругацких. Вот как автор начинает главу про произведение «Далёкая радуга»:
ДР – единственный у АБС «роман-катастрофа». Правда, гибнет в ней не Земля и не ее часть, а земная колония на далекой планете Радуга, превращенной в гигантский полигон для экспериментов по нуль-транспортировке. В книге две ключевые темы: возможные трагические последствия выхода научного эксперимента из-под контроля и поведение людей перед лицом неминуемой гибели.
Зачем пересказывать сюжет или выделять в нём ключевые темы? Эту книгу вряд ли будет читать человек, не знакомый с творчеством Стругацких, она для тех, кто не просто знаком — для тех, кто любит творчество АБС, а, следовательно, им не нужно пересказывать сюжет или выделять поверхностные ключевые темы, они и так всё это прекрасно знают. Расстраивают меня литературоведы, в отличие от самих авторов, чьих комментариев много в этой книге. Цитирую я, для себя и у себя на канале в Телеграме, исключительно Аркадия или Бориса Стругацких, но не автора книги Бориса Вишневского. Вот сравните сами начало главы про «Далёкую радугу», которую привёл выше и вот эти слова Бориса Натановича Стругацкого:
И вот вопрос – должны ли мы, авторы, рассматривать как наше поражение, то обстоятельство, что идея, которая помогла нам сделать повесть емкой и многомерной, осталась, по сути, не понята читателем? Не знаю… Так что, может быть, единственная возможность для «предмета искусства» уцелеть как раз в том и состоит, чтобы иметь не одно, а множество толкований?
Вам не кажется, что уже тут видно противоречие двух высказываний. И мне однозначно ближе второе: в хорошей книге каждый находит что-то своё, зачем принуждать читателя видеть в книге только узкозаданный спектр толкований, «ключевых тем». Тут вспоминается ещё одна цитата АБС:
Обычно Стругацкие ничего зря не пишут, и наверняка мы что-то имели в виду. Но вот что – я уже не помню…
Если даже авторы не помнят, что они имели в виду, то какое право имеет кто-то ещё додумывать за авторов, а, главное, навязывать это другим читателям? Книга написана и она начинает жить своей жизнью. Можно её комментировать, высказывать своё мнение, но зачем же навязывать и быть увереннее в своей точке зрения, чем сами авторы? Странная самоуверенность, если не сказать наглость, которая встречается у целого ряда профессионалов. Или «профессионалов».
Если говорить более обобщённо, то зачем пересказывать сюжет книги в рецензии? Вот главный вопрос, который у меня встаёт, каждый раз, когда я читаю рецензии. Для кого и для чего пишутся рецензии? Если придёт человек не читавший рецензируемую книгу, то вот такое описание ничего ему не даст, оно всегда хуже оригинала, меня бы даже скорее оттолкнуло — отбивает желание читать книгу. Если рецензия попадёт в руки «опытного» читателя, то он и так знает содержание, ему читать такой краткий пересказ, выжимку обычно несравнимую по уровню с оригиналом, будет просто скучно.
Для чего пишутся рецензии? На мой взгляд для двух целей (и одна рецензия может выполнять обе функции):
- привлечь нового читателя, который не знаком с произведением или автором в целом;
- привлечь «опытного» читателя к произведению, к перечитыванию (второй или более раз), с целью увидеть его, это произведение, с новой стороны.
Так рассказ АБС о том, как писались произведения, заставляет меня, опытного читателя АБС, взглянуть на тексты иначе, чем раньше, и вызывает желание перечитать некоторые из них. Слова АБС, а не Вишневского, замечу. Зачем же нужны слова литературоведа, мне не ясно.
Если у вас другие взгляды на цели рецензий, напишите об этом в комментариях.