Умецкий «Непорочное зачатие»
Песня, про которую я хочу поговорить в этот раз, знакома мне практически с детства. Nautilus Pompilius, который её исполнял, был моим первым знакомством с миром музыки, в том плане, что это первая музыка, которой я увлёкся и целенаправленно слушал. Песня вышла на довольно позднем альбоме «Человек без имени», из которого мне нравится почти всё, даже сложно выделить любимые, во всяком случае у «Непорочного зачатия» будут конкуренты за самую любимую песню альбома. Правда в разное время разные конкуренты, предпочтения у меня менялись.
В моих ощущения эта песня никак не выбивается из общего смыслового поля Нау, которое я очень любил и продолжаю любить, но авторство у неё не типичное. Уже упоминал, что большинство текстов группы писал Кормильцев, а музыки Бутусов. Эта же песня, музыка и слова, полностью принадлежит Дмитрию Умецкому, сооснователю группы, как мне кажется, недооценённому её участнику. Он написал довольно много песен для Нау до прихода Кормильцева, при этом я не возьмусь на слух определить, где чьи: кто Умецкого, что Бутусова, что Кормильцева.
Довольно долго, ещё в школе, я фанател от этой песни, учил текст наизусть (что со мной редкость). При этом с возрастом понимание песни менялось, менялись любимые строки, но она остаётся одной из любимых у Наутилуса. Тут, как и у Курылёва, есть недосказанность, неоднозначность и образность, которая вызывает ряд вопросов. Что и делает её притягательной. Здесь нет той насыщенности, что в «Овечке«, но всё равно посмотрим весь текст, взятый с фансайта. Послушать можно тут.
Седьмое число, встретились взгляды,
Мне от нее ничего не надо.
Почему седьмое число? Исходя из дальнейшего текста просится Рождество Христово, но… так и хочется добавить: с хрена ли? Мне кажется, вторая строка разбивает обычные стереотипы, когда мужчине что-то надо от женщины, определённого надо. И как ловко вводятся персонажи.
Я не нравлюсь ей, она не нравится мне,
Я не знаю, зачем мы были вместе.
Загадка, загадка.
У нас нет имён, я не хочу отвечать,
Нет сил брать и нет сил отдавать.
Наверное, мне тут не хватает ключей для понимания. Почему нет имён? Скрывают, инкогнито или потому, что образы слишком архитепичны и у них так много имён, что они размываются? Увлекательная деталь, но насколько жизненна вторая часть строки «я не хочу отвечать»! Это редко говорят напрямую, но часто подразумевают другими словами или поступками. Слишком часто.
Вторая строка тоже интересна: нет сил отдавать — это легко понять, но вот нет сил брать — это не совсем то, что кажется на первый взгляд. В любом случае, интересный образ, особенно в связке с «не хочу отвечать».
Я не певец морщин вокруг женских глаз,
Я бы ушёл, если бы не шёпот:
Тут всё более-менее ясно, разве что я не до конца улавливаю смысл первой строки. Имеется в виду женщина в возрасте или что-то конкретное другое?
— Сделай мне ребёнка, сделай мне ребёнка…
Флаги, купели, кресты и пеленки.
Одинокие волки и страшные звёзды,
И остаться нельзя, и бежать слишком поздно.
Припев в этой песни чуть ли не самое главное. Сделай мне ребёнка — это понятно, можно было бы сказать банально, если не учитывать весь контекст, но вот дальше… Смешение бытового и чего-то общественно-важного, не знаю как сказать. Почему флаги при рождении? И про какие кресты речь, вряд ли про нательный крестик, который надевают младенцу при крещении.
Однако, строка, которая мне полюбилась первой, это про волков и звёзды. Одинокие волки и страшные звёзды — если поменять прилагательные, но всё было бы типично и скучно, волки действительно страшны, а образ одиноких звёзд широко распространён. Одинокие волки, конечно, тоже бывают, вон собираются фильм с таким названием выпускать, но в данном контексте это тоже выход за привычные границы, осмелюсь даже сказать — за флажки. И чем могут быть страшны звёзды? Меня с самого начала интриговала эта фраза, притягивала.
Последняя строчка — типичное положение, когда приходится выбирать из двух зол, выбирать, когда не хочется выбирать. Когда хочется сказать «мне ничего не надо, я не знаю, зачем мы были вместе» — снять с себя всю ответственность. Но никак. А потому…
Если нет отца, Он всё-таки есть.
Я не знаю, как Он выбирает невест.
Неожиданная для Наутилуса тема, крайне редко всплывает, возможно это влияние Умецкого. Для меня тут больше всего про ту же ответственность: если кажется, что отца нет, то кому-то всё равно брать ответственность на себя. Как видите, это сквозная тема, она почти в каждой строчке.
Я не знаю, как Он выбирает детей,
Я боюсь лишь того, что Он выбрал меня.
Тут, мне кажется, не только продолжение темы ответственности непосредственно, но и про её перекладывание. Не сам человек выбирает, а, якобы, кто-то делает выбор за него. На эту тему много писал, говоря про магию. И снова страх определяет поведение.
Я не хочу ни за что отвечать,
Просто забыть или просто не знать,
Типичное убегание от проблем, всё та же сквозная тема песни. Как это удобно — просто не знать! Однако, песня не была бы собой, если бы заканчивалась иначе…
Но если завтра кто-то умрёт на кресте —
Я буду бояться, что это мой сын.
Мне не хочется писать про христианское толкование, про то, что персонаж ровняет своего сына с сыном Божьим, тут возможны разные толкования на этот счёт. Хочу акцентировать внимание на другом: забыть и не знать не получается, снять ответственность не удастся, ответка придёт, никуда не деться.
Но почему завтра кто-то должен умирать на кресте?