Взаимозависимое возникновение

Взаимозависимое возникновение (paticcasamuppada, paṭiccasamuppāda) — цепь взаимозависимого возникновения; зависимое, обусловленное возникновение, концепция причинности; учение об обусловленности всех физических и психических явлений, которое вместе с учением об анатте формирует необходимое условие для реального понимания и реализации учения Будды. Оно показывает обусловленность и зависимую природу непрерывного потока дхамм (физических, четасик и читты), условно называемых эго, человеком или животным.

Представляет собой 12-звенную цепь (12 нидан), замкнутую в кольцо:

1) невежество

2) санкхара

3) винньана

4) нама-рупа

5) салаятана

6) контакт

7) ведана

8) танха

9) упадана

10) бхава

11) рождение

12) джарамарана

Одно из толкований: невежество и санкхара — два звена из прошлой жизни; винньана, салаятана, контакт, ведана, танха, упадана, бхава — звенья этой жизни, которые порождают рождение, джарамарану в следующей жизни.

Связь между ниданами описывается следующим образом: из-за невежества образуются санкхары, то есть порождающие перерождение четана или каммические формирователи. Каммические формирователи в прошлой жизни обусловливают сознание в настоящей жизни. Сознание обусловливает нама-рупу — наше так называемое индивидуальное существование. Через нама-рупу обусловлены 6 аятан, то есть 5 физических органов чувств и ум как шестое. Посредством шести источников чувств обусловлен чувственный ментальный контакт. Контакт вызывает ощущения, которые взращивают страстное желание. Жажда вызывает цепляние. Цепление вызывает процесс становления, состоящий из активного и пассивного жизненного процесса, то есть камма-бхавы, производящей перерождение, и, как следствие, процесса упапатти-бхавы, перерождающего процесс. Из-за каммы становления происходит перерождение. Новое рождение приводит к старению и смерти и другим страданиям.

Взаимозависимое возникновение прерывается с помощью мудрости, которая уничтожает невежество, и потому при ощущениях не возникает танха — жажда чувственных удовольствий.

 

Дополнительные материалы:

Патичча самуппада вибханга сутта: Анализ зависимого возникновения СН 12.2

Размышление о патичча-самуппаде — Махаси Саядо

Четыре благородные истины как исходный пункт и логическая структура буддийской философии. Часть 3, глава 2.  — Лама Анагарика Говинда