Сферический буддист в вакууме
Буддийская космология не претендует на научность и точность отображения материального мира. Если подробнее изучить «вертикальную» структуру буддийской вселенной, о которой я говорил в одном из прошлых текстов, то выяснится, что она скорее отображает психические состояния на разных стадиях медитации, чем материальные миры. Все миры, где живут боги, располагаются над нашим миром, но, скорее, в психическом плане.
Другая часть буддийской космологии, «горизонтальная», интереснее при сравнении с нашими физическими представлениями о космосе. О ней и пойдёт тут речь.
В отличие от «вертикального» строения мира, «горизонтальное» не связано с практикой и целью буддизма, потому о ней значительно меньше информации, она мало кого интересует, кроме таких зануд, как я. Но всё же кое-что есть и я опишу, как всегда, взгляд школы тхеравады в своём понимании вопроса.
Наш мир, вселенная, существует очень долгое время. Некоторые вычисляют так, что время существования нашего буддийского мира с точностью 5% совпадает с физическим возрастом Вселенной. Однако, я очень осторожно подхожу к этим вычислениям, так как в Древней Индии числа 80 000, 84 000 — означали «очень-очень много», так что считать весьма сложно. Но точно можно сказать, что каппа — длительность существования мира, делится на 4 равные части: период пустоты, формирование мира, существование и разрушение.
В первую четверть каппы ничего не происходит, так как ничего нет, кроме пустоты. Очень длительное время мир существует, но в нём ничего нет, мир пуст — меня впечатляет такое представление о мире. Затем начинает создаваться мир.
Весьма интересны описания формирования нашего мира. Напомню, что мир плоский, состоит из горы Меру по середине, колец гор вокруг неё и океана, в котором находятся четыре континента, на одном из них живём мы. Мир начинает появляться из пустоты, ну или из воздуха, так как первый этап — это формирование безмерного диска из ветра. На этом диске начинает появляться диск из воды меньшего размера, на нём, в свою очередь — из золота, уже на котором появляется океан с горой Меру и континентами.
Толщину дисков можно описать так: диск ветра очень-очень толстый, диск воды очень-очень толстый, диск золота очень толстый.
Описанным способом формируется наш мир, что же с остальными? Тут не так просто. Дело в том, что не все божественные миры относятся к нашему миру. Только нижние создаются и разрушаются вместе с человеческим миром — более высокие переживают разрушение мира, но об этом позже. Когда мир создаётся, он формируется сверху, с божественных миров, которые входят в состав мира. Что интересно: первым существом, рождающимся в новом мире, является Брахма — и на правах первого и единственного думает, что он создатель мира, хотя это не так. Мир создаётся просто по законам мироздания. Последними создаются и заселяются ады.
Интересно, что развитие человека и остального нашего мира, основывается на развитии безнравственности: сначала жизнь представлена светящимися существами, которые не питаются, бестелесные и прочее — чисто ангелы, а затем происходит медленное падение. Вначале была темнота и вода, потом из воды появилась земля. Существа начали есть эту землю (она была очень вкусной) и терять своё свечение, и тогда становятся видны звёзды, Луна и Солнце. Дальнейшее засилье безнравственности нас сейчас не очень интересует, оно не относится к космологии, но описания там замечательные, потому дам вам ссылку на первоисточник.
Третью четверть каппы мир существует относительно стабильно, без изменения состава и размеров. Это основной период существования мира, в нём мы с вами и живём по представлению буддистов. В ней меняется длительность жизни людей, от 80 000 до 10 лет, что весьма любопытно, но сейчас не об этом. Про наш мир ещё можно отметить, по словам Будды, что «такового [края мира] нельзя познать, увидеть или достичь посредством передвижения», то есть наш мир бесконечен.
Последнюю четверть каппы мир умирает, разрушается, начиная с адов и заканчивая Брахмой, который гибнет последним. Нужно отметить, что существа в мирах гибнут обычной для них смертью, но затем перерождаются в более высоких мирах, которые не разрушаются, таким образом как бы пережидая разрушение мира, чтобы снова переродиться в следующем мире. Или параллельном. Есть интересное описание разрушения мира, довольно подробное, где говорится, что сначала начинается засуха, потом появляется второе солнце — начинают высыхать небольшие реки и озёра, затем третье солнце восходит, потом четвертое… и так до седьмого включительно. С каждым солнцем становится всё жарче и в конце концов всё плавится и сгорает — мир гибнет от огня. И начинается длительный период пустоты — следующий цикл мира, следующая каппа.
Однако, как вы можете догадаться, не всё так просто. Мир не существует один. Таких миров, как наш, одновременно существует тысяча. Между мирами — великая тьма. Если наш мир находится под миром Брахмы как под колпаком, то 1000 миров находятся под колпаком более высокого божественного мира. И каждые восемь капп разрушается вся эта сфера — в этом случае, каждый мир разрушается не огнём, как обычно, а водой. Семь раз огнём, а на восьмой водой. Подробных описаний этого мне не доводилось слышать или читать. Что интересно, все эти миры стоят на одном безмерном диске ветра, о котором речь была в начале, но все рассказы об этом не очень точны.
И это ещё не всё: тысяча средних миров, в каждых из которых входит тысяча обычных миров, объединяется в большой мир, под более крупным куполом божественного мира. И каждые 8×8 капп, то есть каждые 64 разрушения обычного мира, разрушается и этот большой мир из тысячи тысяч миров разрушается, но уже ветром — и так же разрушается весь миллион обычных миров на 64 раз.
Каждый может самостоятельно попробовать сопоставить буддийскую и научную космологию, попробовать найти общее и противоречия. Мне кажется, общего довольно много, особенно если сделать скидку, что Будда рассказывал космологию 2,5 тысячи лет назад людям, которые не знали, что такое сила притяжения, гравитация и прочее.
27.10.2017