Каков наш мир. Буддист у телефона
И как продолжение давайте рассмотрим, как устроен человеческий мир в буддийской космологии. Отдельного рассказа, на самом деле заслуживает образование мира, но тут я не достаточно компетентен, не все детали помню, а они важны. Так что я расскажу только о стационарной фазе мира — той, в которой мы сейчас живём.
Но сначала лирическое отступление.
Кому-то может показаться странным, что я рассказываю сказки, которые никак не сходятся с реальной картиной мира. Как человек отстаивающий научный взгляд на жизнь может верить в такое? Тут есть много «но». Вспомните, когда Будда это рассказывал и кому. 2,5 тысячи лет назад обычным людям, многие были необразованны. И попробуйте им объяснить, что такое Большой Взрыв или даже просто солнечная система, почему Луна на самом деле не светится, а только отражает. Даже сейчас людям с высшым образованием иногда не объяснить азы биологии или квантовой физики. Так что нужно было рассказывать максимально просто. Плюс все буддийские тексты — это пересказы, «я так слышал» (но буддийские соборы подтверждали истинность содержания).
Другой аспект — иносказание и просто другой взгляд на жизнь — азиатский, а не европейский. Да ещё и 2,5 тыс. лет назад. И взгляд этот больше субъективный, с концепцией «внешний мир через призму внутреннего». Ведь для кого-то его маленькая деревня — весь мир.
Так что не нужно относиться к описаниям мира буквально. Включите фантазию.
Наш мир начинается с диска — он опора для всего остального. Диск металлический, (оглядываясь по сторонам, шепотом: золотой). На диске бултыхается океан. В центре мира располагается гора Меру. На самом деле, она не только в нашем мире, на её вершине уже начинаются божественные миры, примерно как на Олимпе. Гора Меру о-о-о-очень высокая и четырёхгранная, забегая вперёд — мы видим только одну грань, золотистую.
Вокруг горы пояс океана, а затем кольцевой горный хребет. Тоже очень высокий, но в два раза ниже горы.
Я не буду приводить числа и названия — они лишь названия, зачем они. А числа — просто числа, явно взяты красивые, для индийского мышления красивые. В наши единицы их можно переводить примерно так: гора Меру — дохрена какая высокая, первый горный пояс — в половину дохрена высокий.
Потом идёт второй пояс. Он, в свою очередь, в два раза ниже первого. А расстояние между первым и вторым — в два раза больше, чем между первым и горой Меру.
Ну вы поняли идею, да? Третий, четвертый горный пояс. Океан из сладкого, кажется, становится солёным.
Всё интересное начинается дальше. В океане, что между внешними горами и краем мира, находятся четыре континента. И весь наш мир — это один континент Джамбуддипа. Его форма напоминает Индостан, что вполне предсказуемо. Остальные три континента: круглый, квадратный и… полукруглый, что-то запамятовал, но это и не важно.
Люди живут только на одном, нашем, континенте. Точнее как… Только на Джамбуддипе живут люди похожие на нас, на других континентах они выше (в два, четыре, восемь раз), дольше живут. Интересно, что на всех континентах форма лица повторяет форму континента. У индийцев она действительно похожа на Индостан: широкий лоб сверху и острый подбородок снизу.
Ещё интересно, что, так говорят, ады есть только в недрах нашего континента.
Про путешествия между континентами и к горным хребтам ничего не говорится, кроме того, что Будда мог перемещаться между континентами и проповедовать там.
Кстати да, не забываем, что мир сверху закрыт полусферой, которая ограничивает его сверху и с боков.
В целом Будда не уделял большого внимания вопросам космологии, разве что в контексте закона кармы и множественности жизней.
Вот так, вкратце, устроен наш мир по мнению буддистов. Как к этому относиться, как понимать — вам решать.
06.10.2017