Прожить жизнь заново
Интернет подбрасывает много неожиданного. И ошибочного. Однако, бывает так, что неправильная фраза вызывает в голове много правильных мыслей, заставляет задуматься.
Вот до меня дошёл афоризм: «Плох тот буддист, который хотел бы прожить свою жизнь ещё раз заново». Правильный ли он с точки зрения тхеравады, есть ли в нём подводные камни? Камни есть всегда, вопрос в том, как глубоко вы ныряете. Давайте погружаться постепенно, чтобы со всего размаха не удариться о каменное дно.
На первом плане появляется мысль: конечно, не захочет прожить свою жизнь заново, цель же — Ниббана, прекращение жизней, перерождений. Действительно, достижение Просветления, мудрость и правильное понимание — это то, чем всё заканчивается. Ниббана — это и есть прекращение. Но многие ли из нас достигнут Ниббаны в этой жизни или в момент этой, ближайшей смерти? В лучшем случае единицы. Во времена Будды многим это удалось, но лишь потому, что они копили благие заслуги многие-многие жизни. Что же делать остальным?
Наиболее полезное, с точки зрения буддийской практики, рождение — рождение человеком. Именно человек в достаточной мере страдает, в достаточной мере имеет возможности для практики. Страдания являются стимулом к тому, чтобы задуматься: как перестать страдать? Благие заслуги могут привести к рождению в мирах дэвов и брахм, где долгая жизнь и практически нет страданий, но и практики нет — зачем напрягаться, если и так всё хорошо. Некоторые люди тоже так живут, не напрягаясь, считая, что у них нет страданий, — и им не нужна религия, в том числе буддизм.
Если посмотреть с этой стороны, то родиться в следующей жизни человеком — это то, о чём нужно мечтать, то, к чему нужно стремиться. Если уж рождаться кем-то, то человеком. Так что не так уж и плох тот буддист, который хочет в следующей жизни ещё раз прожить человеческую жизнь с человеческими возможностями практиковать.
Последний слой, из тех что легко выявляется, связан со словом «заново». Дело в том, что человеческие рождения тоже бывают разные. Можно родиться в то время, когда нет Дхаммы, нет учения Будды, или в том месте, где оно неизвестно. Буквально сто лет назад таким местом была Европа и Америка. Думаю, до сих пор практически нет шанса узнать и начать практиковать буддизм где-нибудь в центральной Африке. Самое благое рождение — при жизни Будды, чтобы иметь возможность учиться из первых рук, но это случается редко и нужны очень большие накопленные заслуги.
Мы все живём в те времена, когда Дхамма ещё есть, но уже много неверного, искажённого учения Будды, из-за чего практиковать правильно сложнее, чем первые 500 лет после ухода Будды в Париниббану. Однако, всё равно наш удел не из самых плохих, так что желать родиться заново в том мире, где можно узнать и практиковать Дхамма, вполне подходяще для буддиста.
Как видите, разбирая короткий, но ёмкий афоризм, мы затронули много аспектов и не смогли прийти к однозначному ответу. Да и нужен ли он, если вместо него нам досталось правильное понимание ситуации в целом?