Дхамма как карта
Представьте себя на месте Ганса и Гретель: вы в огромном тёмном лесу, в Шварцвальде, шумят высокие деревья, близится ночь, хлебные крошки съели птицы, но вы знаете, что выход где-то есть. Тут появляется мужичок с ноготок и говорит, что у него был учитель, у которого была карта леса с маршрутом до домика условной Бабушки, он ту карту видел и перерисовал по памяти — и показывает вам её на минутку. Затем пропадает вместе со своим рисунком, сказав, где его можно разыскать и что у него в домике есть оригинальная карта.
Что вы будете делать?
Самый простой вариант: по памяти пойти по тому рисунку, что вы видели. Сложнее: по памяти зарисовать и уже этим пользоваться для ориентировки. Ещё сложнее: пойти к мужичку с ноготок и попросить у него рисунок. А ещё можно воспользоваться оригинальной картой, которую нельзя взять с собой, чтобы перерисовать непосредственно с неё. Вариантов много.
А теперь представьте, что карта эта ведёт не из Шварцвальда в домик Бабушки, а из Сансары в Ниббану, к Просветлению. Представили? Карта — это Дхамма, учение Будды, Восьмиричный Благородный Путь. Тогда в вашем воображении различные подходы к буддийской практике, которые демонстрируют европейцы, в том числе и мы, россияне. С помощью описанной аналогии постараюсь показать слабости различных подходов.
Самый простой способ, он же самый бесполезный: искать выход по тому, что вы запомнили на рисунке, который делал другой человек, с карты, которую он, этот другой человек, когда-то видел, но сам не рисовал. Возможно вы возьмёте правильное направление, но не более того. И даже для этого нужно хоть что-то понимать в картографии, уметь читать карту, хотя бы в её примитивном виде. Именно так поступают люди, которые изучают Дхамму, по словам старших друзей, которые на пару лет дольше практикуют. Или даже по словам опытных мирян и молодых монахов — без чтения книг, без Палийского канона. По своему интерпретируют то, что было интерпретировано уже один или несколько раз другими людьми. Некая суть может сохраниться, но многое потеряется, а что-то кардинально исказится. Чуть более сложный вариант отличается только тем, что вы не забудете то, что сумели запомнить, но особой точности это не добавит.
Более сложный метод — опора не на свою память и интерпретацию увиденного, а на источник, тот самый рисунок, что сделан с карты, то есть чью-то интерпретацию Дхаммы. В зависимости от качества рисунка результат будет разный, у великих учителей получалось наставлять почти так же хорошо, как у Будды, то есть их рисунки практически неотличимы от исходной карты.