Будда и горизонт событий
В буддизме школы тхеравада есть постулат о том, что Будду нельзя убить, можно только ранить. На первый взгляд это выглядит весьма эзотерично, как будто какая-то магия защищает его от посягательств. Однако это явление можно объяснить иначе, используя физическую терминология и причинно-следственную связь. Тогда эта идея станет проще понятна и материалистам, и европейским буддистам. Теми же терминами описываются и другие вынужденные изменения, связанные с сознательным выбором человека.
Для начало надо разобраться с физическим термином «горизонт событий». В интернете можно найти разные определения, например в Вики или тут неплохо рассказано, но сейчас о нём обычно говорят в связи с чёрными дырами, а это не то, что нам нужно для данного рассуждения. Постараюсь описать это явление простым языком в нужном аспекте.
Так и хочется сказать: представьте себе точку в четырёхмерном пространстве… Но давайте упростим систему до двух осей, хотя бы потому, что на плоскости экрана очень сложно изобразить четырёхмерный объём. И представим себе точку, которая может двигаться только в одной плоскости, скажем вправо-влево. Что значит «может двигаться»? То есть при изменении временной координаты у неё может изменяться пространственная координата — вот вам две оси, с которыми мы будет иметь дело. Предположим, что время может двигаться только в одном направлении, а скорость точки может достигать скорости света. Тогда мы получим примерно вот такой график:
Горизонт событий для точки. X2 — начальная координата (t=0), красные линии — границы того, куда может попасть точка.
Мы может точно сказать, куда точка сможет попасть в то или иное время, а куда не сможет. То есть, грубо говоря, красные линии и являются горизонтом событий для этой точки — она сможет участвовать только в тех событиях, которые находятся между красными линиями. Тут важно отметить, что при любом перемещении точки изменяется её горизонт событий:
Изменение горизонта событий при перемещении
Как видно из графика, при выборе какого-то направления большая часть изначально возможных вариантов теряется. Если не двигаться — крайние варианты выходят за горизонт. И чем дальше точка отстоит по времени от начальной, тем больше разница. Причём из графика видно, что из точки Х1 нельзя попасть в точку Х2, хотя из Х0 можно попасть и туда и туда.
Этим графиком можно описать очень многие процессы, например, путь из дома на работу. Идя от дома, вы теряете возможность быть дома и что-то там делать. Встретив знакомого на полпути, вы теряете возможности прийти на работу вовремя, зато получаете интересный разговор. Поскользнувшись на ступеньках при входе на работу, вы получаете больницу на три дня. При этом пока вы дома в точке X0t0 — перед вами открыты все варианты, горизонт максимально развёрнут, но каждый шаг, каждый выбор его сужает. Причём разговор с другом может исключить из возможностей больницу — пока вы с ним говорите, дворник посыплет ступеньки песком.
Всё рассмотренное было лишь в двух измерениях — временном и одном пространственном. Если мы вводим три пространственных измерения, ничего существенно не меняется, только представить сложнее — четырёхмерная структура, имеющая одну вершину в точке X0Y0Z0t0. Что-то вроде такого, только ещё сложнее:
Отсюда трёхмерный горизонт событий: А — начальная точка, С — возможное развитие событий, B — точка вне горизонта событий. Показан горизонт событий прошлого и будущего. В оригинале описание может отличаться.
Чтобы ещё больше прояснить то, как я понимаю горизонт событий, поясню его на более социальных примерах. Выбирая украсть в магазине или нет, вы выбираете различные горизонты событий, возможно, не пересекающиеся — разные судьбы. Иногда выбор, который кажется незначительным, на самом деле критично изменяет горизонт событий будущего.
Переходите дорогу на красный свет — мелочь, но может изменить судьбу так, что никакого горизонта уже не останется. Или, казалось бы, ну пролила Аннушка подсолнечное масло, и что? В этом плане горизонт событий — это возможности, доступные варианты судьбы. Если вы не родились в Америке (не являетесь гражданином по рождению), то вам не стать их президентом, президентство находится вне вашего горизонта событий.
И тут мы вплотную подходим к буддийской теме: если вы достигли Просветления и стали Буддой, то ваша насильственная смерть находится вне вашего горизонта событий. То есть Сиддхаттха Готама под деревом Бодхи оказался в такой точке, горизонт событий будущего которой не включает все возможные насильственные смерти. А ещё он не включает негативные эмоции, злость, обиду и многое другое. Зато включает в себя близкую окончательную Ниббану, которая потенциально входит в горизонт событий всех людей, но где-то ооочень далеко.
Ещё можно привести пример вошедших в поток — тех, кто достигнет Ниббаны за 7 жизней. Они выбрали такой уникальный путь, что горизонт их событий замкнулся на Ниббане — они могут рождаться в разных мирах, совершенно по-разному жить, различные события могут происходить в жизни, но всё равно они придут к Ниббане. Это как падение в чёрную дыру: если ты пересёк некую черту, горизонт событий чёрной дыры, то уже не вырваться, и ты будешь падать в неё. Можно только ускорить падение — достичь Ниббаны ранее, чем через семь жизней, как делали некоторые ученики Будды.
Или те, кто достигнет Ниббаны в момент смерти. У них совсем сузился горизонт событий, они ушли в такой угол возможных событий, что впереди остался лишь короткий отрезок, в котором у них лишь узкий выбор поступков.
Конечно, при этом возникает вопрос, почему у Будды исключается насильственная смерть, а у остальных — нет. Почему-то у кого-то 7 жизней до Ниббаны, а у кого-то только одна. Ответ находится в области причинно-следственных связей.
Закон каммы и причинно-следственные связи — очень сложный вопрос, в том числе потому, что мы никогда не видим всех причин и условий. Почему человек поступил так или иначе? Почему у этого всё получается, а у этого нет? Даже у простых событий и явлений огромное количество причин в разноудалённом прошлом. Будда становится кристально нравственным — одно это уже может вести к такому варианту судьбы, где нет насильственной смерти, но причин больше, и какие именно нам очень сложно установить — все переплетения видел лишь Будда. Но интересно отметить, что резкое сужение горизонта событий вызывается именно этичностью поступков, нравственным поведением, развитие которого наблюдается у всех буддистов, которые чего-то достигли на Пути, в Дхамме.
Можно предположить, и это будет не слишком смело, что именно нравственность и мудрость, основанная на практике, приводят к сужению горизонта событий в направлении Ниббаны, не оставляют других вариантов развития событий. Это же приводит к тому, что исключаются из возможных многие негативные события.