Театр Дождей о силе и слабости
Отличное открытие театрального сезона (прекрасная, но странная миссис Сэвидж и начало 60го года никитинской эпохи) я закрепил дуплетом спектаклей: Поминальная молитва и Забыть Герострата. Они шли друг за другом, день за днём, такие схожие и такие разные…
Разные сцены: Поминальная молитва на большой сцене Молодежного театра на Фонтанке — большая сцена, отделённая от строгого зала, много зрителей и света; Забыть Герострата на собственной сцене театра Дождей — маленький и уютный зал, где зритель ещё сильнее чувствует себя со-участником, многоликим актёром, где окончательно теряется связь с реальностью, и ты полностью погружаешься в мир Древней Греции, вагона поезда времён войны или чеховской глубинки.
Но это спектакли одного театра, я бы даже сказал одной эпохи (той самой никитинской), а потому они очень похожи. Не актёрами, которые легко проходят через ткань времени и уходят почти на две тысячи лет назад, преображаясь почти до неузнаваемости. Они, эти спектакли, схожи отношением к реальности, к идеям, к зрителю. Они, конечно же, о людях, об их слабостях и их достоинствах.
В Поминальной молитве в первую очередь показывается сила — сила противостоять обстоятельствам, природе, злу, отчаянию. Мы видим как люди находят силы смеяться даже в самых тяжёлых и критических ситуациях. Они не перестают быть людьми, остаются верными прежде всего себе. Банальные слова, но так мало поводов в реальной жизни, чтобы их использовать…
Да и не только в реальной — в Забыть Герострата большинство персонажей готовы продаться, предать себя ради выгоды. Деньги, слава, власть — у каждого свой повод, но практически все готовы запереть совесть и честь ради своей преходящей цели. К счастью, не все люди такие, но как мало свет может сделать против тьмы. Что может один судья, архонт Клеон против слабости людей?
Однако, можно увидеть и по Тевье-молочнику, и по Клеону, что моральный закон делает их устойчивыми: под бурями и напастями они стоят как непоколебимые скалы. Да, они могут ошибаться, могут не знать выхода (а может он не всегда есть у таких людей?), но они уверены в своих поступках.
Люди, не имеющие закона в себе, совсем не такие: непредвиденные события, опасности выводят их из равновесия, они чувствуют, что стоят на краю обрыва. Именно это чувствуется в Герострате каждый раз, когда события выходят из под контроля его острого и сообразительного ума. Как говорил классик, чтобы управлять, нужно, как-никак, иметь точный план на некоторый, хоть сколько-нибудь приличный срок. Клеон не старается всё контролировать, а просто верит в закон и порядок. Но сможет ли он победить изворотливое зло, которое сидит где-то внутри каждого человека? Сможет ли Тевье-молочник справиться с обрушившимися на него невзгодами?
В который раз смотрю эти спектакли и каждый раз нахожу в них что-то новое, что-то что в очередной раз заставляет задуматься. И просто ощутить тепло, свет, чистоту и порядок в душе.
Август 2018