Классика о войне, героях и, конечно, любви.
Так сложилось, что посмотрел классику кинематографа, которая оказалась пропущенной в моём образовании. Не знаю почему, но я прошёл мимо культовой трилогии о Звёздных войнах, видел только первую серию позднее созданной предыстории да и то в гоблинском переводе. Что я могу сказать о фильмах, созданных в конце семидесятых/начале восьмидесятых? Сложно говорить о трилогии без сравнения, как минимум с более поздними фильмами об этом мире.
Прежде всего, не могу не отметить качество фильмов, которые и сейчас смотрятся лучше многих современных. Что приятно удивило, так это то, что мало поединков, которые столь характерны для фильмов о войне и воинах, которые столь предсказуемы (положительного главного героя изобьют до полусмерти, но он очнется и победит) и столь скучны по этой причине. Фильмы сделаны отлично, даже для нынешнего времени, но для меня осталось неясно, почему они стали настолько культовыми — философия в них довольно проста, но видимо именно такая и может получить большое распространение. Ещё наличие полноценной, отрицательной, тёмной философии должно было сыграть свою роль, она для многих привлекательнее идеологии джедаев.
Сюжет основной трилогии классический: способный, но ничего не знающий и не умеющий герой, постепенно втягивается в историю мирового масштаба и, пройдя ряд положенных препятствий, побеждает всемирное зло, спасая человечество. Конечно не обходится без очаровательной героини и взаимной любви. Всё, что положено для фильмов с хэппиэндом. Предсказуемо, но приятно и увлекательно.
Совсем другое дело с предысторией, которая снималась позднее, после основной. Она тоже отменно сделана, выдержан стиль, стилистика, философия и пр. Но проявилась проблема схожая с той, о которой я говорил описывая свои впечатления о фильме «Хоббит». Понятно, что в предыстории всё предопределено: ясно кто умрёт, кто выживет, кто окажется пострадавшим, но дело в том, что подгонка оказалась грубовата. Это как подгонка фактов: чтобы получить требуемый результат, приходится выкручиваться и придумывать хоть как-то похожее на правду. В основной трилогии тоже легко догадываешься: этого убьют, тут ловушка, но их спасут новые друзья и они всё же в последний момент выключат рубильник и так далее, это не кажется притянутым, получается правдоподобно для фильмов этого типа, хотя и не для жизни. Приквел же оставляет несколько тяжкое впечатление, в том числе потому, что героей, который в начале полностью кажется положительным, по, мне не совсем ясным, переходит на сторону тьмы. Мне кажется, что именно в этом переходе самое слабое место фильма.
Ещё интересно отметить, что философия джедаев имеет много схожих моментов с буддизмом. Не знаю был ли автор знаком с буддизмом, в 70-х он был не очень широко распространён в Америке, или они имеют независимое происхождение, что тоже вполне возможно — в том, что излагается джедаями довольно распространённые идеи. Если же разбираться подробнее, то находятся существенные отличия между буддизмом и джедаизма.
И напоследок: свойства джедаев передаются по наследству, они это знают, но не размножаются, а ищут новых джедаев по всей галактике. Зачем? Понятно почему их так мало…