Собор парижской Богоматери. Книга и мюзикл
Я не был в самом соборе, потому могу сравнить только книгу и мюзикл, тем более получилось так, что я прочитал книгу почти одновременно с просмотром сценической постановки, которую затем пересматривал много раз. Здесь тоже культурный образ, если так можно выразиться, но всё по порядку. Я их сравню в интересующем меня аспекте, примерно так же как я делал это с любимыми книжками и фильмами, говоря об эволюции культурных образов.
Конечно книга и мюзикл — очень разные жанры, потому я не удивляюсь, и не проявляю неудовольствия, тому, что содержание довольно сильно отличается. В книге я бы выделил две линии: философски-абстрактная и любовно-драматическая. Первая об архитектуре, её значении в культуре, искусстве и пр., о том, что книгопечатание погубит архитектуру, так как на бумаге будет значительно проще запечатлеть то, что раньше можно было сделать только в камне. В мюзикле эта линия закономерно сведена до пары предложений о Гутенберге и книгах. И, мне кажется, это нормально, совершенно неизображаемая на сцене идея, ею не привлечь, не завлечь зрителей. Ну и ладно, остаётся одна главная линия, которая всегда выгодно получается на сцене.
С первого взгляда основная линия в обоих случаях остаётся неизменна, но мне кое-что бросилось в глаза, тоже закономерное изменение. Центральная фигура — цыганка Эсмеральда, в которую все влюбляются, зарабатывающая на жизнь танцами, представлениями на площадях Парижа. Хотя нет, не все. Один очень важный для сюжета персонаж не влюбляется. Это Феб — капитан королевских стрелков, можно сказать — городской полиции, так как был случай, когда он патрулировал улицы. У него была невеста из состоятельной семьи, Флёр-де-Лис, к которой он был совершенно безразличен, хотя и пытался быть учтивым с ней. Она тоже была к нему прохладна, хотя он привлекал своей статью и всем прочим, что присуще военному того времени. И на беду красавица Эсмеральда влюбилась в Феба, солдафона и любителя женщин. Феб, конечно же, воспользовался влюблённостью молодой девушки, чтобы получить наслаждение. При этом он признаётся ей в любви, но точно так же как и всем остальным девушкам, с которыми он проводил время. Чем это закончилось — читайте книгу или смотрите мюзикл, заканчиваются они одинаково, сейчас нам это не важно. Из всех троих влюблена только Эсмеральда.
Мюзикл показывает нам совершенно иную картину. Любят все. Флёр-де-Лис влюблена в Феба, Эсмеральда тоже, а он сам мучается тем, что ему приходится разрываться между двумя девушками, которые любят его и (!) которых любит он. Он просит Флёр-де-Лис позволить ему быть неверным до свадьбы. Она, конечно, ревнует и всё как положено. И тоже, конечно, Феб собирается быть ей неверным. Ему это не удаётся, так же как в книге, но не по его вине и не по вине Эсмеральды, но это мало что меняет. Заканчивается история в обоих источниках одинаково: Эсмеральду вешают, а Феб и Флёр-де-Лис таки соединяются браком, так как он уже забыл Эсмеральду.
Казалось бы, небольшое, несущественное различие, но мне оно показалось очень важным, и первое время при просмотре мюзикла я плевался на такую подмену. Ныне затасканное чувство, как и слово, у Гюго значительно реже встречается, значит больше, весомее. Эсмеральда избегала мужчин, так как считала, что ей нужно оставаться девственницей, чтобы найти мать — у неё был талисман, который действовал только при таком условии. Поэтому, несмотря на свой образ жизни и компанию пьяниц и прочего блуда самого парижского низа, она была целомудренна. Это в книге, а в мюзикле причина несколько другая, более внешняя — её воспитатель наставляет на целомудренное поведение и предупреждает, что у неё начинается пора любви. Кстати, если бы он ей об этом не сказал, эта пора могла бы и не начаться. То есть происходит подмена внутренних запретов на внешние. Но речь не об этом, а о том, что любовь заставила Эсмеральду забыть о том, что она всю жизнь стремится найти мать и готова потерять надежду найти, вместе с девственностью и действием амулета. Готова променять крайне важную часть своей жизни на что-то под названием любовь, причём к знатному ловеласу, правда, она этого не знает, но и совершенно не интересуется — Феб для неё возвышенный образ, который имеет мало общего с действительностью, классическая романтическая любовь. В мюзикле она ничего толком и не теряет. Но самая интересная трансформация постигла Феба: был в книге холодным любителем доступных девушек, а в мюзикле любит аж двоих. При этом есть ещё один интересный момент: в мюзикле он встречается с Эсмеральдой не где-нибудь, а в кабаре, куда ходят, чтобы купить дешёвую любовь, место, как я понимаю, для нижнего слоя населения. К нему пристают девушки, но он говорит, что сегодня он занят, что договорился с Эсмеральдой. То есть он там регулярно бывает, так? Любит невесту, но это не мешает ему ходить в кабаре. Интересное дело. И это не считается изменой, потому что не по любви, как с Эсмеральдой? В книге он тоже мог бы ходить в это кабаре, но там и любви с его стороны нет, это не будет вызывать, как сейчас модно говорить, когнитивного диссонанса.
Феб, главный объект моего сравнения, в книге мне совершенно понятен. Не могу сказать, что он мне нравится, но ничего особенного он собой не представляет. В мюзикле — другое дело: он не понятен и ещё менее приятен. У Гюго он никого не любит, только себя и развлекаться, что полностью обосновывает его поведение. А что за любовь такая в мюзикле, что он может хотеть изменить своей невесте? На мой взгляд, это не любовь, а что-то другое. То, во что выродилась любовь в нашем обществе потребления и рекламы. Интересно было бы узнать, почему авторы мюзикла так изменили чувства Феба. Наверное, чтобы сильнее брало за душу, чтобы выжить больше слёз. Однако, такое изменение очень хорошо показывает изменение идеалов общества и поведения, которое в обществе принимается за норму. Надо сказать, что это изменение очень похоже на то, что я описывал, говоря о книгах и экранизациях, оно в том же ключе.
Это далеко не все различия книги и мюзикла, персонажей и их отношений, но это то, на что я хотел обратить внимание, задать тему для размышлений. Хотя при сравнении можно найти ещё ряд интересных особенностей.