Магия как наркотическое лекарство
Давайте поговорим о магии. Давайте поговорим о магии так, как будто она существует на самом деле, а все те многочисленные писатели, что рассказывают о ней, описывают магию по-разному лишь потому, что каждый по-своему её видит. Так же как каждый писатель по-своему описывает игру в шахматы или детективное расследование.
Давно удивляюсь, что магические артефакты могут управлять людьми, их волей. Подобное явление часто встречается, особенно в плохой фэнтези, с сильными магическими артефактами типа меча или кольца. Долго не мог понять как это так, а потом как понял!
Ничем они не управляют, как я и думал, это типичная когнитивная ошибка, когда мы неправильно понимаем происходящее. Магия — это наркотическое лекарство, которое может вызывать привыкание, но вообще-то полезное. Сейчас объясню.
Алкоголик, когда видит спиртное, может говорить что-то подобное: бутылка меня притянула и заставила глотнуть, у меня не было сил противостоять силе водки в стакане. Он приписывает активное действие, воздействие на себя алкоголю, который, как мы знаем, сам ничего не может. Всё делает сам человек, которым движет танха. Это удобное буддийское слово, означающее страстную жажду, которая приводит к привязанности, к зависимости. Алкоголик, как и любой наркоман, теряет осознанность, самоконтроль и делать всё, чтобы получить страстно желаемое. Человек не любит признаваться, в том числе самому себе, в чём-то плохом, потому не «я разбил вазу», а «ваза разбилась». Или кому захочется сознаться, что не контролирует себя, когда видит длинные загорелые ноги, слегка прикрытые мини-юбочкой. Или кубики пресса на обнажённом прессе. У наркоманов, зависимых людей способность перекладывать ответственность развивается до сказочных высот.
С магией случается похожая история. Чтобы стать волшебником необходимо развить самоконтроль, осознанность своих действий, чтобы не магия тебя использовала, а ты её, это мы встречаем во множестве источников — так же алкоголику нужно развивать самоконтроль, если он хочет бросить пить в окружении бесплатной выпивки. Типичная история становления волшебником связана с развитием самоконтроля, обратите на это внимание. Без сосредоточенности не добиться контроля над магией. С потаканием своим желаниям, своей танхе и тёмной магией — отдельная тема, мы её коснёмся ниже.
Когда маг получает в руки сильный артефакт его танха, его жажда обладать, становится сильнее, чем он привык, сильнее его уровня самоконтроля — и он начинает думать, что им управляет магия, хотя, на самом деле, им управляют его страсти, его зависимости, но он не может (не хочет) в этом сознаваться самому себе. Как алкоголик не хочет понимать и принимать, что его никто не заставляет протягивать руку и брать предложенный стакан с бормотухой. Волшебникам не хватает осознанности, чтобы это понять. А кому хватает — те сами создают сильнейшие магические артефакты.
Магия может помогать, но для её использования нужно развивать осознанность и самоконтроль (что примерно одно и тоже). Как огонь: он очень полезен, но без специальных руковиц в руки брать нельзя. Чем сильнее осознанность, тем выше уровень магии доступен, не разрушителен для волшебника. Чем выше самоконтроль, тем более сильной танхе может противостоять маг.
А как же тёмная магия, скажете вы. Во многих источниках, в хороших текстах, она разрушительна для носителя этой магии (Люк, я твой отец!). Получая сильный артефакт, с которым волшебник не может справиться, он напоминает алкоголика, у которого не хватает выдержки и он чуть-чуть выпивает на дне рождения друга — и этот миг становится его дном, в которое снизу постучали. Он может получить огромную силу (позволяющую ему фантастически хорошо, как он думает, танцевать стриптиз на столе), но заканчивается всё плачевно (в лучшем случае длительным запоем).
Конечно, приводимая аналогия магии с наркотическим лекарством не до конца точна, так как у лекарства нет печенек, разбор перехода на тёмную сторону и обратно требует отдельного размышления и отдельного эссе. Дай бог разобраться с одним типом магии. Тёмная магия не всегда коррелирует с отсутствием самоконтроля или осознанности (в привычном смысле слова, не в буддийском). Тёмная магия требует отдельного размышления и ознакомления с первоисточниками.
Тут хочется ещё раз вспомнить буддийскую теорию. Что нужно для развития осознанности в тхеравадинском смысле этого слова? Нравственность, которая позволяет успокоить ум, сделать его устойчивее и более сконцентрированным. Сейчас не будет обсуждать почему это так, но посмотрите на волшебников — у них очень часто сила магии связана с нравственностью. Всё по той же причине: для безопасного употребления наркотического лекарства нужна осознанность (чтобы не стать молодым врачом Поляковым), которую не развить, если ты постоянно врёшь и обманываешь. Всё сходится.
Более того иддхи, сверхспособности, описываемые в буддийских источниках, тоже связаны с осознанностью и нравственностью (хотя бывают не только у буддистов). Для получения иддхов нужно неслабо развить свой ум. Пользы от них крохи, вреда может быть больше, но всё равно — похоже на не очень эффективное лекарство, вызывающее наркотическую зависимость. Та же магия.
Давайте рассмотрим концепцию магии как наркотического лекарства на «Властелине колец» — практически единственном магическом мире, который я знаю. Великолепно продуманном магическом мир.
Короткоживущие, полные эмоций люди больше подвержены наркотическому влиянию магии, чем долгоживущие, эмоционально уравновешенные эльфы. Эльфы уже столько всего пережили, что им пришлось развить осознанность. Плюс они могут быть к ней более предрасположены. Но даже эльфы не могут противостоять силе кольца всевластия, до этого уровня и у них не развит самоконтроль (вспомните Галадриэль).
Почему же хоббиты оказались более устойчивы к магии, чем люди? Потому, что они нравственны (если не считать родственников, испорченных норным вопросом), живут спокойной и размеренной жизнью, которая способствует развитию созерцательности и житейской мудрости. Во всяком случае эмоциональному спокойствию. Всё это привело большинство хоббитов к уравновешенности и магической резистентности, что довольно подробно описано в самом конце книги — на мой взгляд очень интересном и крайне важном конце, который проигнорировали при экранизации.
Заметьте, что кольцо всевластия не давало никому, кроме создателя, практически никакой силы, зато отбирало самоконтроль. Был ли Саурон настолько осознан, чтобы контролировать кольцо? Думаю, да, но он всё-таки майар. Хотя Сарумана, тоже майара, сломило и меньшее. Кстати, светлым майарам, волшебникам нельзя было пользоваться всей своей магической силой — что очень напоминает использование иддхов в тхераваде.
Подведём итог. Магия — это не что-то уникальное, это типичное наркотическое, иногда полезное, воздействие на человека, которое может сломить волю, и человек после этого отказывается признаваться самому себе, что не контролирует себя. Подобное случается значительно чаще, чем нам хотелось бы. Или вы никогда не съедали лишнюю булочку или кусочек колбаски? Или не ложились позднее запланированного? Все мы в той или иной мере (чаще в огромной) подвержены танхе — страстной жажде, желанию, которая и определяет наше поведение. Когда его не определяет столь же сильный страх, что тоже бывает не редко.
Магические артефакты не могут напрямую управлять поведением человека, магический меч не может заставить человека поднять руку, но может заставить человека, если он слаб духом, захотеть поднять руку, чтобы отрубить очередную голову.
Хотя овладеть магией — развивайте осознанность, боритесь со своей танхой!
Вывод из итога: писатели описывают не что-то уникальное, а то, что постоянно встречают в жизнь и, я думаю, зачастую сами не осознают, но переносят наблюдаемое в свои книги без глубокого самоанализа, разбора явлений.
P.S. Сейчас все в очередной раз говорят про Дюну, там нет в полной мере магии, но способности Квисатц Хадераха магия, как способности всего ордена Бене Гессерит. Не помню, как у них там с тем, что магия управляет человеком? Могу ошибаться, но, кажется, Герберт разбирался в силе влияния танхи на людей.