Кормильцев «Родившийся в эту ночь»

Говоря про Наутилус мне сложно остановиться, а потому скажу про ещё одну песню, которая для меня неразрывно связана с предыдущей, с «Непорочным зачатием«, хотя они из разных альбомов. Дело в том, что я практически никогда не слушал альбомами, слушал с компьютера список всех песен по алфавиту или по мере появления. Короче, не так как слушают порядочные фанаты. Ну вот не сложилось у меня слушать альбомами. Только сейчас я иногда беру себя за шкирку и слушаю кого-то, кто меня интересует, предметно по альбомам. В целом так и не понял, почему так важно слушать именно альбомами, тем более, что нет почти ни одного альбома ни одной группы, который мне хочется слушать целиком.

Вернёмся. Песня «Родившийся в эту ночь» вышла на альбоме «Наугад», у которого есть второе название — «Родившийся в эту ночь», что, как мне кажется, говорит о важности этой песни, хотя в альбоме были не менее крутые песни, я бы сказал, даже более раскрученные. Послушать её можно тут.

Как бы то ни было, это типичная для Наутилуса песня, то есть слова Кормильцева, музыка Бутусова, возможно потому в ней больше текста. Можно сравнить с предыдущей, где автором всего был Дмитрий Умецкий.

Я ехал в такси по пустому шоссе

С тобою один на один,

И таксист бормотал ни тебе и ни мне

Про запчасти и про бензин.

Тут не ясно, с кем ехал персонаж, можно подумать, что с женщиной (типично), но вообще-то не факт. В этом схожесть с предыдущей песней, задаётся похожий фон. И милый таксист, который никому не мешает своими разговорами.

Он включал только ближний свет

И видел одну ерунду,

Он не видел того,

Что ночное шоссе

Упирается прямо в звезду.

Милый таксист, но недалёкий, как мы видим. Однако, весьма интересное шоссе. Откуда такое взялось и как на него попасть? Я бы не отказался прокатиться.

Адрес был прост и понятен:

Заброшенный в поле хлев.

Красное вино и белый хлеб —

Они для тебя,

Родившийся в эту ночь.

Зачем ехать по шоссе, которое упирается в звезду, если нужен хлев в поле? Подозреваю потому, что поле — звёздное, а хлев — тоже звезда. Красивый образ: белое и красное, прямо магазин, которого в ту пору ещё не знали. Может быть хозяин магазина имел в виду эту песню? (К сожалению, нет.) Здесь же мы видим, что не ясен пол человека, который родился в эту ночь. Может быть это тот самый, который умрёт завтра на кресте?

Дальше идёт припев, который, на мой взгляд, тоже связывает две песни в один смысловой ряд.

Тот, кто даёт нам свет,

Тот, тот кто даёт нам тьму,

И никогда не даст нам ответ

На простой вопрос «почему».

Тот, кто даёт нам жизнь,

Тот, кто даёт нам смерть,

Кто написал всех нас, как рассказ,

И заклеил в белый конверт.

Мы не знаем, как Он выбирает невест, помните, да? И мы никогда не узнаем почему. А ещё тут важный для меня, как для автора, отсылка к тому, что весь мир написан, весь мир — текст, то есть наш мир похож на те миры, что писатель создаёт на бумаге. Красиво написано, образы цепляют, повторы (тот, кто даёт) очень к месту.

И дальше то, ради чего стоит слушать эту песню на мой взгляд.

Я ехал в такси, и от белых полей

Поднимался искрящийся пар,

Как дыханье всех спящих под этой звездой

Детей и супружеских пар,

Родившихся в эту ночь.

Много кто родился этой ночью? Всех прировняли к Тому? Обратите внимание, что в такси уже едет один человек, что-то произошло или другая ситуация, другая ночь при том же таксисте. Или нет, не совсем?

Я засмеялся от счастья,

Что этот мир у меня не отнять.

Я разлил вино и хлеб разделил,

Чтобы помнили все,

Чтобы помнили все,

Кто родился в эту ночь.

Может быть «с тобой» из первой части песни — это с миром, который не отнять? Я не могу воспринять эти строчки так, как будто персонаж разливает вино и делит хлеб на двоих. На всех он делит, на всех, кто родился в эту бесконечную ночь, в которой родились даже супружеские пары.

Можно, конечно, понять проще: в эту ночь в хлеву был горячий секс, по итогом которого родился брак и ребёнок, но я не верю, что Кормильцев писал про такую обыденность.

За эту версию говорит и то, что о просто хорошо проведённой ночи не нужно помнить всем. Что-то тут важнее, значимее, редко когда можно честно и прямо скачать, что человек «засмеялся от счастья», не от чего-то конкретно, а от чистого счастья.

Как тут не вспомнить слова песни, которую я хочу разобрать следующей:

И в этом самое главное чудо —

Иметь, что никто не в силах отнять.

Пусть мир не вечен, но я не забуду,

А значит и не смогу потерять.

 

Обсуждения тут.