Письменность без письменности
Мы привыкли, что всю полезную информацию мы кодируем в символы, которые записываем на каком-то носителе. Причём совершенно не важно, на чём именно мы записываем: глиняная табличка, плоский камень, папирус, пергамент, бумага, пластик или даже свод пещеры, где мы живём. Символы могут быть разного цвета, размера, формы, но их смысл от этого не меняется. Абстрактный символ, который передаёт произносимые слова, — вот основа нашей письменности. Все инопланетяне в фантастических фильмах используют такую же (может, не знаю иных примеров, но в любом случае они редки). Вспомнить хотя бы замечательный фильм «Пятый элемент».
Людям сложно представить другой тип записи. Однако так было не всегда и не везде. В этот раз я не расскажу о новом научном исследовании. Может быть, вы уже знаете об этом, но давайте задумаемся о том, что мир разнообразнее, чем мы обычно думаем.
Речь пойдёт об инках — довольно загадочном народе, некогда процветавшем на западе Южной Америки в Андах. А точнее — об их системе записи информации, которая до сих пор не расшифрована. Называется она кипу, про неё можно довольно много прочитать в Вики, но информация там, на мой взгляд, слишком технического характера, как в архивном справочнике. Так что бегло расскажу то, на чём, считаю, следует акцентировать внимание.
Нитевидная письменность
Во-первых, что такое кипу? Это своеобразный способ письменности, с использованием нитей, где информация передаётся через расположение узелков, цвета нитей, вставки из разных материалов, направление нитей и прочее.
Устройство кипу может быть простое: основной шнур и нитки с узлами на нём, и весьма сложное, когда добавляются нитки второго и третьего порядка, вспомогательные нити, разные типы узлов… И не забываем про разные цвета нитей.
Цвета — это вообще отдельная история: бывают одно- двух- и трёхцветные нити, где вроде бы даже характер сплетения что-то значит. Всего цветов 24 (но это неточно) и есть допустимая сочетаемость в разноцветных нитях. В статье на Вики есть все перечисления, но от них мало толку потому, что…
Мы не знаем, что они означают. И вообще, мы не умеем расшифровывать кипу. Вроде бы разобрались с теми кипу, на которых записывали числа, но, как вы понимаете, это далеко не всё, так как кипу использовали для всего, как обычную письменность, в том числе для записи календаря, топографической системы, законов и судебных решений, вроде даже мифы могли записывать, но сейчас этого уже не узнать.
Надо сказать, что кипу было очень продвинутым способом регистрации информации и её обработки: инкская империя была велика, но все учёты велись очень точно. Налоги, количество запасов на складах, количество войнов, работников и даже того, сколько они смогут произвести, — всё это записывалось. И не только записывалось: на кипу можно было складывать и вычитать, причём не сложнее, чем нам с арабскими цифрами.
Цвета и ключ (предмет, который вплетался в основной шнур) говорили о том, к чему относится узловая информация: к запасам зерна или металлов, к королю Инков или богам небес и так далее. Опять же — большую часть этой информации мы не знаем. Хотя кипу сохранилось относительно много, эту письменность так и не смогли расшифровать.
Когда появилась такая удобная система и почему она пропала?
Нет точных данных, когда появилась кипу: нити из шерсти или хлопка хранятся не очень хорошо. Правда была найдена одна, которую отнесли к трехтысячному году до н.э., но следующие находки датируются уже нашей эрой, причём 9-10 веком. Возможно, это одна из самых старых письменностей, но это не точно. Однозначно ясно, что кипу было ещё до инков — у народов, которые жили на этой же территории раньше.
Во время расцвета инкской империи кипу широко использовалось, но всё закончилось с приходом конкистадоров, правда не сразу. Дело в том, что испанцы первое время использовали местную систему для записи налогов и прочего, но проблема оказалось в том, что гордые конкистадоры так и не научились понимать эти записи. Они, скорее всего, оправданно решили, что местные могут их обманывать — сами-то не могли прочитать, что записано — потому перешли на привычную им письменность. После этого культура кипу угасла. Этому способствовало мнение испанцев, что кипу связано с местной религией, которую они искореняли. Заодно искоренили и кипу.
На самом деле, какие-то остатки этого умения сохранились, но слишком обрывочные, чтобы на их основе можно было бы расшифровать доколумбовские записи.
Итоги
Даже люди до эпохи глобализации и стандартизации придумывали удивительные вещи, которые нам сейчас и понять сложно, которые никак не вписываются в нашу современную систему. Что же говорить о гипотетических инопланетянах, почему они должны писать хоть как-то похоже, почему они должны писать, а не делать узелки на нитках или ещё что-то?
С другой стороны, важно обратить внимание на то, что письменность, которой мы пользуемся, стала популярной не только из-за своего удобства, но и просто потому, что так сложилось. Может быть наша письменность не самая удобная, не оптимальная, возможно, кипу лучше, но конкистадоры оказались сильнее не из-за письменности. Хотя письменность, возможно, влияет на наше мышление, а значит, и на наши когнитивные способности.
Какими мы были бы, если бы использовали не кириллицу, а кипу?