Идея, что для эффективной победы, то есть убийства, врага нужно его хорошо понять, то есть хотя бы отчасти полюбить, раскрывается в первом романе про Эндера Виггина «Игра Эндера» Орсона Скотта Карда, но во второй эта идея раскрывается ещё шире, автор смотрит на неё с разных сторон.
При «Игру Эндера» я уже много писал на полях книги, то есть у себя в Телеграме, вторая же книга «Голос тех, кого нет» (Speaker for the Dead) сложнее и насыщеннее, о ней сложнее писать, потому я решил сказать о ней не только на полях. Цитаты, которые я сохранил, зачастую длинные, сложно выдернуть из контекста лишь пару фраз. Поэтому я решил пойти обратным к обычному пути: строить рассказ не от цитат, а написать текст, а потом в него уже вставлять цитаты, какие получится. Должно получиться мало, но длинно.
Если первая — это во многом военное приключение, где большая часть держится на военных играх подростков и становлении лидера, то вторая значительно медленнее, сюжет развивается неторопливо, много описаний, задающих широкую канву книги. В ней больше различных философских, религиозных и этических моментов, которые сплетены в одну паутину, постепенно, но крепко приклеивающую читателя.
Начать разговор придётся с конца «Игры Эндера», так как именно там описано начало сюжетной арки второй книги. Местами сложно рассказывать, так как есть критические спойлеры, которых необходимо обойти.
Конец игры
Вся «Игра Эндера» посвящена войне и уничтожению — хоть инопланетян, хоть своих же, всего хватает. И лишь в самом конце очень бегло говорится про возможность любить инопланетян — и людей тоже, кстати — это полностью выворачивает суть книги наизнанку. Эндер пишет две книги, которые раскрывают суть жукеров и людей. На три тысячи лет это закрывает возможность воевать с кем-либо: вознесенного до небес Эндера, спасителя человечества начинают считать самым великим преступником (как будто от него много зависело), совершившим ксеноцид.
— Я знаю, ты пробыл здесь год и теперь считаешь, что все эти парни нормальны. Ты не прав, они ненормальны. Мы все ненормальны. Я смотрел в библиотеке, вывернул наизнанку мой компьютер, читал старые книги, ты ведь знаешь, они не дают нам новых, но я получил четкое представление о детях. Так вот, мы не дети. Ребенок может поиграть и забыть об этом. Дети не состоят в армиях, они не бывают командирами, им не приходится править сорока другими ребятами — этот груз слишком тяжел, чтобы нести его и слегка не спятить.
С Эндером происходит странная трансформация: из ребёнка, которого жёстко тренировали, чтобы он стал лидером, стратегом, военачальником, он, практически в один момент, так и хочется сказать в момент Просветления, становится философом, понимающим истинную суть вещей. Конечно, чтобы стать лидером, тоже нужно понимать людскую природу, но в обучении Эндера это не было главным, качество оказалось врождённым.
«Ну что ж. Я тот, кто вам нужен. Я тот самый кровавый ублюдок, о котором вы мечтали, когда зачали меня. Я ваше оружие, и не имеет значения, что я ненавижу в себе то, что так нужно вам. И вовсе не важно, что, когда маленькие змейки убивали меня, я был согласен с ними и радовался».
Причём это не его личное качество, старшие брат и сестра тоже глубоко проникают в суть, прежде всего суть людей, отлично ими манипулируют. Это у них в генах, военные занимались в прямом смысле селекцией: после того как первые два ребёнка им не подошли, хотя и были близки к идеалу, они разрешили родить третьего — и он удался.
— Конечно, мы обманули тебя. В этом-то все и дело, — сказал Графф. — Иначе ты бы просто не справился. Понимаешь, мы зашли в тупик. Нам нужен был человек, способный на сопереживание, человек, который научился бы думать, как жукеры, понимать и принимать их. Нам нужен был человек, умеющий завоевать любовь и безоглядное доверие подчиненных. Чтобы штаб работал, как единая совершенная машина. Но человек, наделенный даром сопереживания, не может стать убийцей. Не может побеждать любой ценой. Если бы ты знал, ты бы не победил. А будь ты из породы людей, которых ничто не остановит, ты бы не понял жукеров, не понял бы совсем.
Из этой точки мы и начинаем узнавать мир, сложившийся через три тысячи лет после победы над жукерами.
Христианские миры
Плохо разбираюсь в христианских течениях, их особенностях и догматах, но Кард — мормон и его будущие миры полны христианскими церквями и учениями. Мне сложно оценить насколько они соответствуют сегодняшним, но, кажется, автор считает, что религия изменится не сильно. И будет играть важнейшую роль в жизни государства и общества.
Первые люди, ступившие на почву новой планеты, были португальцами по языку; бразильцами по культуре и католиками по вероисповеданию. В 1886 году они вышли из челнока, осенили себя крестным знамением, нарекли свой дом Лузитанией — древним именем Португалии, а затем начали исследовать местную флору и фауну.
Что интересно, действие в книги происходит на католической планете, хотя Кард не относится к её последователям. При этом мне сложно сказать, как автор оценивает роль католической церкви, но она явно не чисто позитивная. Вообще не скажешь, что автор ярый религиозный последователь — как мне показалось всякие религии Кард высмеивает, пусть и не во всём.
Христианские взгляды играют важную роль в поведении героев и развёртывании мира, его архитектуры. В формировании общественных этических норм, в семейных ценностях героев. Никакого разнообразия, важно помнить, что автор открыто выступает против однополых браков (я это пишу не для того, чтобы прижучить автора (как он прижучил жукеров), а для того, чтобы полнее описать создаваемый им мир). Даже изначальное отношение к инопланетянам, думаю, формируется в христианской парадигме.
Однако, это всё первый план, изначальное творение, которое сильно подрывается и изменяется под влиянием семьи Виггинов, откровений полученных Эндером Виггином в процессе войны с жукерами и дальнейшем понимании их поведения и мотивов.
Такой, на мой взгляд, консервативный религиозный мир не мог сохраниться в процессе покорения сотни планет, но эта деталь не бросается в глаза и лишь критически настроенный читатель обратит на это внимание и сможет придраться. Другой момент, можно сказать возникновение Бога из коробочки, вызывает больше нареканий.
Джейн из ансибля
Одним из слабых мест, на мой взгляд, является появление в романе искина, при том, что он, точнее она, крайне мила и близка мне, так как напоминает мне искина из моего «Колдуша», хотя даже я не создал такой всемогущий искусственный разум.
Если бы не анзибль, сеть мгновенной связи, охватывающая Сто Миров, мы не смогли бы сохранить единый язык. Межзвездных торговцев мало, их корабли передвигаются медленно.
Тут даже две интересные особенности. Во-первых, это изобретение, которое позволило жить на расстоянии многих световых лет и быть одной цивилизацией — ансибл, средство сверхсветовой, мгновенной связи, которая объединила все планеты и медленно летящие корабли. Эта сеть и явилась колыбелью спонтанно родившегося сознания. Без ансиблей описываемый мир, что в первой книге, что во второй, невозможен. При этом ансибль придумала… Урсулы Ле Гуин — американская писательница. Вот что пишут в интернете про него:
Анси́бл (англ. ansible, также транслитерируется как анзи́бль) — вымышленное устройство, упоминаемое в произведениях американской писательницы-фантаста Урсулы Ле Гуин.
Ансибл представляет собой аппарат мгновенной связи между объектами, находящимися на астрономических расстояниях друг от друга.
Кард честно позаимствовал идею и название у коллеги. Мне нравится такой подход — у Ле Гуин, вроде бы, описано его создание, так что это не совсем очередной бог из коробочки. Вынужденное допущение — говорящее о том, что в реальности планеты будут оторваны друг от друга и никакого совместного управления не может быть.
Искин же, Джейн, возникла внутри сети ансиблей и обладает всей информацией, которая проходит через эту систему связи. Знает всё и может тоже всё: вскрыть любые защиты, залезть в любой цифровой источник, изобразить отключение ансибля — палочка выручалочка. С которой главный герой поссорился, чтобы она перешла к другому персонажу — которого обещают на роль главного в следующей книге.
Так что в целом это слабое, хотя и притягательное, место в книге, которое опять же бросается в глаза лишь тому, кто ищет и анализирует, а не просто читает. Образ заглавного героя — Голоса тех, кого нет, Эндера, совершившего ксеноцид — значительно важнее и интереснее.
Анзибль передавал информацию мгновенно и связывал своими нитями все компьютеры всех планет. Джейн родилась среди звезд, ее мысли переплетались с паутиной импульсов сети.
Компьютеры Ста Миров были ее руками и ногами, глазами и ушами. Она говорила на всех языках, которые, когда-либо вводились в машину. Она прочла все книги во всех библиотеках на всех мирах. Она скоро узнала, что люди всегда боялись появления чего-то похожего на нее. Во всех книгах ее считали врагом — конфликт кончался либо ее смертью, либо полным уничтожением человечества. Люди придумали ее задолго до того, как она родилась, и тысячу раз убили в своем воображении.
Оканчивающий Христос
Эндер — искажённое имя Эндрю; кроме того, его можно перевести как «тот, кто заканчивает; завершитель» от англ. end — «конец; заканчивать» — говорящее имя, хотя он не только заканчивает, но даже чаще начинает. Завершать до конца он, как раз-таки, плохо умеет — совесть мешает, мне кажется.
В романе образ Эндера весьма цельный, но, кажется, собирательный. Человек, который касанием своего разума снимает боль, излечивает душевные раны, должен иметь среди своих культурных предтеч Христа, особенно если автор — мормон. Как я уже говорил, христианский дискурс мне далёк и лишь смутно понятен, но, думаю, тут сложно ошибиться. Особенно там, где при спасении герой жертвует собой, пусть не жизнью, но… жизнью в эмоциональном и интеллектуальном смысле. Правда, можно рассчитывать на хэппи-энд, не полное копирование Библии.
Не могу точно определить почему, но у меня часто возникало ощущение, что читаю ещё одну книгу Хайнлайна про приключения Лазаруса Лонга. Раз уж Кард так легко использует изобретение Ле Гуин, то почему бы не заимствовать какие-то черты популярных героев авторов, равных Ле Гуин. Возможно, дело в том, что тот жил не меньше трёх тысяч лет, которые отделяют события первой книги Карда от второй. Возможно, потому что они похожи по поведению, темпераменту, тому, как они преодолевают возникающие проблемы. Кстати! Если правильно помню, у Лонга тоже был искин женского рода, правда локальный, в корабле, но схожесть велика. Автомобиль Ая Плутишка точно становился разумным.
И вот тут внимательный читатель наталкивается на некоторое противоречие в тексте, на странность. Эндер не бессмертный как Лонг, его продолжительность жизни вряд ли отличается от средней для человека, ну пусть будет даже больше, пусть будет 120 — но точно не три тысячи. Ведь он и не прожил те три тысячи, что отделяют его от победы над жукерами — для него этого было всего лет двадцать назад. Он летал с субсветовой скоростью и сжимал (или растягивал, смотря с чьей точки зрения) время. Для тех, кто был на планетах, тех, кто считал время по анзиблям, для которых нет времени, так как они передают информацию на любое расстояние моментально, для этих людей прошло три тысячелетия, сменилась прорва поколений, от войны с жукерами остались лишь давно затёртые повторением легенды.
Для Эндера война с жукерами должна быть относительно недавним прошлым, прошло всего две трети его жизни. Воспоминания должны быть свежи, эмоции ещё не стёрлись. Но нет, он ведёт так как будто… он Лазарус Лонг, который действительно прожил эти три тысячи лет, узнал столько, сколько можно узнать за 150 бродячих жизней. Как будто он психически и психологически состарился на три тысячи лет.
Его студенты понятия не имели, что Голос, которому никак не дашь больше тридцати шести, отчетливо помнит события трехтысячелетней давности, что для него они происходили всего двадцать лет — половину его жизни — назад.
Можно, конечно, предположить, что он состарился из-за той ответственности, которую на него повесили, из-за того, что он сначала был святым, а потом стал Сатаной — под влиянием книги, которую он сам и написал. Но… Он так много летал, так много пропустил, что мне сложно представить, как он прочувствовал эту смену настроения у людей. Его же не было большую часть времени, он не мог следить за настроениями и мнениями, влиять на что-либо. Конечно, он много узнал от королевы жукеров, но всё равно, это не три тысячи лет Лонга.
И сестра его, путешествующая с ним, величайший политолог и всё такое прочее — они тоже должна была потерять хватку, понимание того, что о люпроисходит в Ста Мирах — человеческой цивилизации, распространившейся на множество планет. Но нет, она продолжает писать и быть в тренде — хотя пишет с промежутками (для всех остальных, но не для неё) в сотни лет.
Эндер в книге уже не мальчик, как в первой, но его спокойствие, хладнокровие, развитая интуиция — всё это больше напоминает именно Лонга, чем человека возрастом тридцать-сорок лет, пусть даже и пережившим так много.
Частично можно списать на его врождённые способности, так как в книге не один раз упоминается, что он импровизирует, интуитивно находит правильные слова и поступки, чтобы раскрыть людей. Эта его способность оказывается главной в романе.
Как святые лечат телесные (возможно и душевные, я просто не в курсе) раны касанием руки, так Эндер решал психологические проблемы людей. Как Муад’Диб он, с одной стороны, заботился о людях, с другой, его честность больно резала, вскрывала психические фурункулы, чтобы смыть причину боли. Эта часть книги, пожалуй, самая увлекательная, я бы даже сказал, завораживающая, но и весьма тонкая, легко рвущаяся (везде, куда не копни находятся недостатки, эх).
Мягкие люди
Кард великолепно описывает семейные ситуации, весьма неблагополучные из-за самих людей или сложившихся обстоятельств. Великолепно описывает психологические особенности людей в тех или иных ситуациях. Всё прекрасно описано в статике, веришь, что люди именно такие. Собственно они такие и есть, их легко встретить в своей жизни, достаточно оглянуться кругом.
Понимание людей складывается из двух аспектов, не только интуитивного, но и, скажем так, опытного. Эндер кажется человеком, который с отличием окончил приличный психфак. Ну или во всяком получил хоть какое-нибудь гуманитарное образование как сам автор. А ведь он ничего не получил — некогда было, у него даже со школьным образованием беда, хотя делался вид, что он в боевой школе учился чему-то кроме войны. Кстати, про обучение психологии там не было речи — воевали против жукеров же. Но это я отвлёкся слегка.
Как бы то ни было Эндер великолепно понимал людей и умел их психологически вскрывать для излечения. Его слова с первой попытки проникали в самую глубь людей, заставляли горечь, злобу и боль вытекать из наполненных эмоциональных пузырей. И это в целом правдоподобно — во всяком случае красиво.
А вот то, что люди от этого раз и навсегда менялись, становились лучше — простите, но даже мой оптимизм не позволяет мне в это верить. Люди слишком быстро закостеневают в своих стереотипах мышления и поведения. Они могут один раз признать чужую правду, согласиться с тем, что были неправы, даже могут один раз правильно подумать, но это не означает, что завтра они снова не возьмутся за бутылку, не будут бить близких и ненавидеть всех.
И тут Миро изумил самого себя. Он заплакал. Вот что этот проклятый Голос делал с ним, даже если его не было рядом. Он развязал все узлы в душе Миро, и теперь Миро ничего не мог удержать в себе.
Это качество Эндера, на мой непросвещенный взгляд, делает его близким Христу, который тоже умел парой слов направлять людей на истинный путь. Или на Будду — на всех основателей религий, чьи слова во многом легендарны, кто умел менять умы одним касанием.
Эндер любил и исправлял не только людей, а всех разумных существ, так как научился понимать вообще всех, познал общую истину, научился видеть суть вещей, в том числе одушевлённых вещей.
Разумные деревья
Где-то в глубине я друид, люблю деревья, особенно большие, огромные, широколиственные или хвойные. Тема деревьев отлично раскрыта во Властелине колец, леса Средиземья прекрасны. И чем-то похожи на леса, деревья в романе Карда — они тоже кажутся разумными.
В «Голосе тех, кого нет» тоже есть деревья и какие! Огромные разумные деревья! Чего они только не умеют, их размножение — важнейшая деталь в понимании инопланетного разума свинксов (да, именно так, после жукеров пошли свинксы, этимология проста как три порося).
— Они совершили дурацкий ляп, когда создали новую науку, чтобы изучать свинксов. Свора старых прожженных антропологов, которая надела новые шляпы и стала называть себя ксенологами. Но вы никогда не поймете свинксов, если будете просто наблюдать за ними! Они продукт иной эволюционной цепочки. Нужно разобраться в их генах, в том, что происходит внутри клеток. Нужно изучать других животных — свинксы ведь не с неба свалились, никто не может существовать в изоляции…
То, что эти деревья могут самостоятельно превращаться в идеальные деревянные инструменты — отдельная прекрасная песня, совершенно фантастическая песня, просто мечта. Очень интересный выход из тупика развития, когда нет металлургии и всего подобного.
Вообще биология у Карда — та ещё фэнтези, но понятно, что ему нужно было натянуть хоть какое-то наукоподобие на свою идею. Как биолог я могу долго проходиться по этим нелепостям, но вот почему-то именно тут этого не хочется. Да, мир биологически нереалистический, но и пофиг. Автор смог красиво показать, во второй раз, то, что он хотел показать: как разная биология видов приводит к полному не понимаю, к полной несовместимости культур. Несовместимости до тех пор пока не появляется интуитивно понимающий всех (благодаря своей любви или наоборот) Эндер.
Разумные деревья — это же ещё, мне тут подумалось, и «Аватар», где на спутнике (помните, что это не планета, а спутник планеты, да?) Пандора единая разумная жизнь. Тут нет единой разумной сети, но близко к этому.
Так вот, мир, на котором происходит основное действие книги, биологически безумен — со всех точек зрения, но и прекрасен тоже. Увлекательно было бы запилить фанфик и попытаться выстроить этот мир в соответствии с реальной биологией. Можно было бы сочинить удивительное путешествие в мир иного взаимодействия биосферы.
Книга же не про чужие миры, не другие умы, а про человека и только человека, пусть он и называется другими именами.
Столкновение разумов
Если перенести действие книги «Голос тех, кого нет» на Землю и инопланетян заменить на, скажем, американских индейцев время колонизации Америки, на индусов, на любым аборигенов, с которыми сталкиваются европейцы при своём распространении по шару, то будет примерно тоже самое.
Четвертое: «варелез» — обозначает подлинного чужака, в том числе и всех животных, ибо общение между нами и ними невозможно. Они живые, но мы не можем даже угадать, что заставляет их вести себя так или иначе. Возможно, они разумны, возможно, обладают сознанием, но мы никогда точно этого не узнаем.
В книге показано, как ведут себя люди, сталкиваясь с непонятным, неизвестным, как они его боятся, закрываются от него. Как создают такие законы, что изучать неизведанное невозможно.
Мне несколько удивительно, но действительно почти все книги о людях, разве что «Солярис» нет, чем он и уникален и притягателен. Почти все хорошие книги о людях, даже если эти люди прячутся за космическими декорациями, за инопланетным гримом чудищ.
— А люди просто не вписываются в систему. Они не могут стать тотемами. Да, похоже на правду. Только, знаешь, мифы и ритуалы не появляются из ниоткуда. Существуют причины, обычно связанные с выживанием, сохранением вида.
— Эндрю Виггин — антрополог?
— Предмет изучения человечества есть человек.
Кард не исключение и, хотя он придумал превосходную идею о том, как может существовать инопланетный мир, его герои — люди, даже если он их называет свинксами.
Конечно, он ничего не ответил. Закон требовал от него молчания. В эту минуту он понял, что ненавидит закон. Если закон подразумевает, что он, Либо, должен допустить, чтобы такое случилось с Корнероем, значит, закон бессмыслен. Корнерой был личностью, почти человеком. А как можно стоять и спокойно смотреть, когда такое делают с человеком, просто потому, что вы изучаете его?
Такое завуалированное описание, наверное, увеличивает степени свободы автора, позволяет иносказательно писать о тех человеческих чувствах, социальных процессах, о которых автору, как верующими и в чём-то нетерпимому человека, возможно, непросто писать. Так читая про размножение разумных деревьев мне в голову пришло сравнение с многожёнством мормонов. Сейчас оно не слишком распространено, но были времена… когда люди были деревьями и им всё разрешалось.
Можно копать глубоко и находить то, чего не было, но не будем закапываться в литературоведение. Посмотрим на другое: в современном мире, ставшем таким маленьким из-за скорости перемещения, мы постоянно сталкиваемся с чем-то чужеродным, чем-то странным и непонятным, что вызывает у нас страх, неприязнь или злобу. Чужие поступки нам кажутся агрессией, хотя её может не быть совершенно. Большинство людей не умеют с этим бороться, разумно существовать в условиях угрозы не понять и быть непонятыми. И как прекрасно, когда появляется пророк, который ставит всё на свои места.
Можно много говорить, о чём эта книга, каждый допишет за автором в ней что-то своё. Я нашёл много увлекательного, того, о чём стоит задуматься, к чему стремиться. И просто фантастического.
— Теперь я, наверное, могу умереть, — сказал Эндер. — Дело моей жизни завершено.
— И моей тоже, — ответила Новинья. — Но мне кажется, это значит, что нам пора начинать жить.