Пять помех

Пять помех (panchanivarana, pañchanīvaraṇa) — это пять качеств ума, которые ослепляют умственное видение, делают ум слабым. Из-за пяти помех практикующий не может достичь джханы, и потому не способен чётко увидеть истину, реальность.

Эти помехи таковы:

1. Чувственные желания (камаччанда)

2. Недоброжелательность

3. Лень и апатия

4. Беспокойство и сожаление

5. Сомнения в Дхамме

В суттах приводится красивый пример с водой в чане: чувственное желание сравнивается с водой, в которую налили разных красок.

Недоброжелательность сравнивается с кипящей водой.

Лень и апатия — с водой, покрытой тиной и водорослями.

Неугомонность и сожаление — с водой, по которой идёт рябь от ветра.

Сомнения в Дхамме — с мутной водой или с водой, стоящей в тёмном месте.

Во всех этих случаях в такой воде трудно увидеть собственное отражение, и точно также и в случае с пятью умственными помехами, которые не позволяют чётко распознавать реальность, затуманивают понимание собственного блага, блага для другого и для обоих.

Эти помехи очень глубоки и полностью преодолеть их крайне трудно, поэтому для этого требуется долгая и полная практика буддийского пути. Полностью и всецело преодолев эти пять помех практикующий способен войти в состояние джханы, в котором эти пять помех полностью отсутствуют.

Однако, несмотря на это, они не искореняются джханой. Их можно искоренить только за счёт практики прозрения(випассана).

Практика прозрения приводит к полному искоренению этих помех, как и других загрязнений ума.

Для уменьшения пяти помех существуют так называемые противоядия.

Все пять помех подавляет:

— Общение с благими друзьями (т.е. с теми, кто также практикует Дхамму, желательно с теми, кто научился подавлять помехи, а в идеале — с теми, кто обрёл плод);

— Беседы на уместные темы (т.е.  обсуждение Дхаммы в целом, и конкретно обсуждение помех и способов их преодоления).

— Охрана органов чувств (т.е. не-внимание к тому, что провоцирует возникновение неблагих состояний)

— Мудрое внимание (т.е. такое мышление, которое соотносится с Дхаммой, прежде всего — 4БИ, тремя характеристиками и обусловленностью).

Кроме того, есть противоядия, что подходят для конкретной помехи, например, против:
— злобы применяют практику развития дружелюбия и доброжелательности;

— чувственных желаний применяют практику рассмотрения непривлекательности.

— апатии и лени применяют различные методы взбадривания ума, например созерцание яркого источника света,  и так далее. Все эти методы подробно описываются в различных суттах Канона.

— беспокойства/сожаления культивируют успокоение (саматху), например, посредством анапанасати, а также правильные воззрения.

— сомнения применяют памятование о Трех Драгоценностях, а также изучение подлинной Дхаммы.

При достижении первой джханы помехи полностью вытесняются факторами джханы:

Приложением внимания к объекту, удержанием объекта, восторгом, удовлетворённостью, однонаправленностью ума.

Также стоит уточнить, что панчаниварана искореняется с помощью практики на основе осознанности (сатипатана). Отсутствие помех необходимо, тк в джхане ум должен соответствовать требованиям традиции, а именно — асеванапачайо (условие повторения). Джхановый плод не может прерываться на бавангу, и выпадение в оную автоматически означает упачара-самади, и далее потерю достижения.