Нама (nama, nāma) — условная категория, разных случаях практического применения обозначает немного разные группы дхамм.
При рассмотрении взаимозависимого возникновения нама понимается как часть звена напа-рупа и является группой из пяти четасик, участвующих в процессе познания:
Они называются «именем» (нама), так как участвуют в процессе познавания, посредством которого мы выделяем и обозначаем внешние вещи и объекты концепциями, ярлыками, обозначениями, наименованиями. Иногда в данном случае имеются в виду все четасики.
При рассмотрении пяти совокупностей под намой имеются в виду все четасики и сознание (винньану), то есть 4 из 5 совокупностей.
Абхидхамма, в свою очередь, говорит ещё шире и учитывает Ниббану, которую так же добавляет в наму, которая получается всем, кроме рупы, кроме материи.
С точки зрения Абхидхаммы нама понимается широко — как феномены сознания, а потому в неё добавляется третья параматтха Ниббана. В итоге нама представляет собой всё, кроме рупы.
Все перечисленные отличия связаны с условностью категории и практическим применением в том или другом месте. Данные противоречия не содержат логической ошибки.
См. также:
Дхаммы – краткое описание и терминология Абхидхаммы