Четыре Благородные истины (catu ariyasacca) — центральное учение Будды, четыре очевидных факта для благородных личностей. Они раскрывают фундаментальную проблему нашего существования, а также её разрешение.
1. Благородная истина о страдании (дуккха).
Первая Благородная Истина повествует о том, что где бы ни находились живые существа и в каком бы обличии не пребывали, везде — в грубой или в утончённой форме — присутствует неудовлетворённость и страдание. Всюду есть старость и смерть. Всюду есть соприкосновение с неприятными ощущениями и ситуациями.
Три главных великих страдания:
а. страдание перемен;
б. страдание, усугубляющее другие страдания;
в. страдание, собирающее страдания.
Четыре великих потока страдания:
а. страдание рождения;
б. страдание старости;
в. страдание болезни;
г. страдание смерти.
2. Благородная истина о происхождении причин страдания (samudaya).
Вторая Благородная Истина обозначает причины, которые приводят к возникновению дуккхи. Ими Будда называл неутолимые желания и страсти живых существ. Везде, где есть жажда удовольствий, всегда присутствует разочарование и неудовлетворённость от неполучения желаемого, от потери желаемого или от пресыщения желаемым.
3. Благородная истина о возможности прекращении страдания и его причин (прекращение).
Третья Благородная Истина указывает на состояние, свободное от любых видов страдания. Будда называл такое состояние Ниббаной.
4. Благородная истина о пути, ведущем к прекращению страдания (путь).
Четвёртая Благородная Истина раскрывает метод, который ведёт к счастью, благополучию, уменьшению жизненных проблем, а в конечном счёте — к обретению Ниббаны — полному избавлению от дуккхи. Так как этот метод содержит в себе восемь составляющих, он называется Благородным Восьмеричным Путём.
См. Чему учил Будда? — Шри Валпола Рахула