Арахант (arahant) — высшая ступень «благородной личности», тот, кто свободен от всех оков, омрачений и осквернений посредством осуществления Ниббаны на четвертой и последней ступени, и тот, кто свободен от перерождений; достойный, полностью пробуждённое существо, совершенный человек: живущее существо, абсолютно свободное от всех привязанностей, килес, самодостаточное, свободное от эгоизма и дуккхи. Тот, кто достиг полного пробуждения, ниббаны, включая Будду. В Палийском Каноне слово «арахант» иногда используется как синоним «татхагаты».
Три живых существа считаются арахантами:
1. Самма-самбудда (или просто «будда»). Это тот, кто открыл истину самостоятельно и обучил других.
2. Паччека-будда — тот, кто открыл истину самостоятельно, но не обучил других.
3. Савака-будда — тот, кто услышал истину прямо или косвенно от Самма-самбудды.
Согласно суттам, арахант по своей природе не может:
1. Намеренно лишить жизни живое существо.
2. Взять, подобно вору, то, что ему не было дано.
3. Быть сексуально активным.
4. Сказать намеренную ложь.
5. Накапливать имущество, подобно тому, как когда он был домохозяином.
6. Действовать, исходя из жажды.
7. Действовать, исходя из отвращения.
8. Действовать, исходя из невежества.
9. Испытывать страх.
Арахант обладает совершенной нравственностью, совершенным сосредоточением, совершенной мудростью. Если остальные благородные личности в суттах иногда называются учениками (секха), то арахант зовётся не-учеником (асекха), поскольку выполнил всё, что нужно выполнить и нет чего-то такого, что ему ещё необходимо сделать.